Атырау, 18 апреля 06:26
 ясноВ Атырау +23
$ 448.89
€ 477.93
₽ 4.76

«Каспий табигаты» напоминает…

9 746 просмотров
В Алматы под эгидой Всемирного банка и ОБСЕ прошла конференция, посвященная III казахстанскому отчету по валидации.
Валидация – сверка поступлений от добывающих компаний и средств, реально пополнивших государственные счета. Казахстан начал процесс валидации в ноябре прошлого года, хотя официально присоединился к автору идеи, Международному объединению «Инициатива прозрачности добывающих отраслей», в 2005 году. В конференции активно участвовали атырауские НПО. В частности, выступление посла ОБСЕ в Казахстане Александра КИЛЬЧЕВСКОГО атыраусцы демонстративно слушали стоя. После завершения конференции посол сам подошел к нашим и поинтересовался, почему они бойкотировали его доклад. И ему в очередной раз напомнили о разногласиях с Орхусским центром в Атырау.
Затем от имени атырауских НПО выступил председатель НПО «Каспий табигаты» Махамбет ХАКИМОВ. Его речь была посвящена не только проблемам валидации.
По словам эколога, акватория Северного Каспия и дельты рек Урал, Эмба, Волга с 1974 года считались государственной заповедной зоной – несмотря на то что кремлевские власти знали о нефтяных перспективах шельфа. Чтобы как-то попытаться сохранить уникальное биоразнообразие на Северном Каспии и в устье реки Урал, правительство Казахстана, ООН и другие организации создали природный резерват «Акжайык».
– В последние годы в Каспийском море запасы ихтиофауны катастрофически снизились, особенно это отразилось на осетровых. Ситуацию усугубили сокращение площади нерестилищ, промышленное загрязнение вод бассейна, несоблюдение лимитов вылова, массовое и интернациональное браконьерство, в 11 раз превышающее разрешенный лов и, конечно, нефтяные операции вокруг и на самом море. Сегодня деятельность нефтедобывающей отрасли на Каспии абсолютно несовместима с биосистемой и ведет этот морской бассейн к полной деградации.
В 2000 году в Мангистауской, Атырауской и Астраханской областях произошло землетрясение силой 4-5 баллов по шкале Рихтера. Эпицентром был подводный хребет на дне моря, разделяющий Каспий на южную и среднюю части. Подобное происходило не менее 10 раз в прошлые годы. Но в зоне морских нефтяных разработок могут произойти и более тяжелые катаклизмы. 6 июня 2007 года работники морских судов запечатлели на Северном Каспии несколько раньше не встречавшихся здесь торнадо.
В северной прибрежной полосе есть старые скважины, загрязняющие море нефтепродуктами с превышением всяких допустимых концентраций. Подобная ситуация создается при морских сгонно-нагонных явлениях, порождаемых штормовыми ветрами, которые приводят к затоплениям негерметичных скважин на побережье.
Казахстан наряду с 40 странами мира подписал международную Конвенцию об ограничении трансграничного техногенного переноса загрязнений, что прямо связано с массовыми выбросами с таких разрабатываемых месторождений на суше, как Тенгиз, Карачаганак, Жанажол. Они еще долго будут регулярно вносить громадный негативный «вклад» в трансконтинентальный перенос загрязняющих веществ по всему миру.
В 1985-1986 годах при пожаре на скважине на месторождении Тенгиз, продолжавшемся 398 дней, только из одной скважины было выброшено и сгорело 3 млн тонн нефти. Больше, чем где-либо в мире. И это не считая десятков миллиардов кубометров сероводородных и прочих токсичных газов.
При бурении и испытании первой морской скважины на Кашагане в 1999-2000 годах гибли тюлени, птицы, рыба и прочие представители флоры и фауны. Тенгиз и Кашаган приблизительно равны по параметрам. Что произойдет, если повторится тенгизская история 25-летней давности, вопрошает эколог.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
17 июня 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz