Атырауская история уроженки Каракалпакстана Паруаз МНАЖАТДИНОВОЙ завершена. Молодая женщина вернулась на родину.
ПАРУАЗ ДОЕХАЛА ДО ДОМА
Напомним, вечером 27 июня Паруаз Мнажатдинова была доставлена бригадой скорой помощи в областную больницу – с гематомами, синяками и ссадинами. Соседкам по палате она рассказала, что ехала к мужу в Актау, но по дороге неизвестные люди уговорили её сойти в Атырау, пообещав хорошую работу. Но вместо этого отобрали паспорт, телефон и заставили бесплатно работать на кухне в каком-то кафе, а на ночь запирали в подвале. Когда женщина решилась на побег, её поймали и стали избивать. В результате начался приступ эпилепсии, которой она страдает с детства, те испугались и выкинули её на улицу.
После публикации в «АЖ» Мнажатдиновой наконец заинтересовалась полиция, было начато досудебное расследование по ст. 126 УК РК («Незаконное лишение свободы»), вскоре удалось найти её паспорт. Откликнулся и зам председателя ОО «Каракалпакский национальный культурный центр “Еділ-Жайық”» Жеткербай ПИШЕНБАЕВ, который оказывал Паруаз всяческую поддержку. Городские власти в свою очередь сообщили о готовности предоставить ей место в центре социальной адаптации.
А 19 июля Паруаз Мнажатдинова получила в миграционной полиции свой паспорт и предписание покинуть территорию Казахстана в течение трёх суток ввиду отсутствия регистрации. На следующий день она уехала из Атырау и, как нам сообщили, успешно добралась до дома, где её заждались родители.
Что касается уголовного дела по статье «Незаконное лишение свободы» – перспективы у него, похоже, весьма туманные. В ДВД Атырауской области его никак не комментируют. На сегодня главный итог этой истории – то, что женщина теперь в безопасности.
КТО ПОМОЖЕТ МИГРАНТУ
Так совпало, что эти события случились накануне Всемирного дня борьбы с торговлей людьми, отмечаемого 30 июля. Мало кто знает, что в Атырау действует общественное объединение «Мега Полис», являющееся официальным представителем МОМ – Международной организации по миграции. Я задала несколько вопросов исполнительному директору ОО «Мега Полис» Елене ГАЙГОРОДОВОЙ.
– Трудовые мигранты, оказавшиеся вдали от родины, нередко оказываются в сложных ситуациях, – говорит Е. Гайгородова. – Сигнализируют о них чаще всего родные, которые обращаются в организации, представляющие МОМ. Ведь мигрант иной раз даже не знает, к кому обратиться. У кого-то просрочена регистрация, кто-то по разным причинам и вовсе лишился паспорта… А в полицию идти они боятся.
– А почему? Разве возможность вернуться домой не является главной целью?
– Ну, если, скажем, трудовой мигрант просрочил регистрацию – получается, он нарушил наш закон. Наказание в этом случае – выдворение из страны и штамп в паспорте, запрещающий въезд сюда в течение пяти лет. Многие очень этого боятся, так как приезжают в Казахстан на заработки, и лишиться такой возможности никому не хочется.
– В вашей практике были случаи торговли людьми?
– Два года назад поступила информация из Узбекистана. Одна женщина сообщила тамошним представителям МОМ, что её муж и два сына находятся в трудовом рабстве в селе Миялы у нас в Атырауской области. Мол, попытались бежать, хозяин в них выстрелил, ранил одного из сыновей. Разумеется, по таким сигналам я сразу информирую правоохранительные органы. Тогда мы выезжали на место, по данному факту возбуждалось дело. Но при этом выяснилось, что человек, у которого работали мужчины, платил им деньги, о чём имелись расписки. Тогда всех троих нам всё-таки удалось отправить домой.
Четыре года назад был такой случай. Мужчина-каракалпак женился на местной женщине. Потом он умер, а его дочь осталась с мачехой, которая отобрала у неё паспорт и начала эксплуатировать в сфере коммерческого секса. Совместно с МОМ и правоохранительными органами этой девушке был сделан временный сертификат, и она смогла вернуться на родину.
В прошлом году у сотрудников УБОП была в разработке информация о шести девушках, находящихся в Атырау в сексуальном рабстве. Подозреваемые были задержаны, когда этих девушек привезли на осмотр в одно из медицинских учреждений города.
Но при этом хочу отметить, что практически во всех случаях торговлю людьми доказать очень сложно. Родственники с родины сигнализируют нам, что кто-то где-то здесь находится в рабстве, мы поднимаем на ноги правоохранительные органы, проверяем, а тот, кто якобы в рабстве находится, в итоге отказывается писать заявление. Или же даёт показания, но впоследствии от них отказывается. Поэтому в большинстве случаев таких мигрантов просто отправляют домой.
– Вы проводите разъяснительную работу, чтобы трудовые мигранты знали свои права?
– Да, конечно. Причём совместно с правоохранительными органами, которые нас очень поддерживают. К примеру, последние два года мы делаем объезд сельскохозяйственных угодий в области. Встречаемся с людьми, которые работают на полях. В большинстве случаев у них нет претензий к работодателям, документы у них в порядке. Также встречаемся с мигрантами на рынках, раздаём информационные бюллетени.
– Если трудовой мигрант оказался в сложной ситуации, куда ему обращаться?
– Могут напрямую выходить на меня по телефону +7 771 341 45 68. Также их родные у себя на родине могут обратиться в тамошнее представительство МОМ, они потом выйдут на нас. Это уже отработанный механизм.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора