Атырау, 11 мая 08:00
 ясноВ Атырау +20
$ 439.40
€ 473.54
₽ 4.76

Преступления без наказания

3 793 просмотра
Преступления без наказанияПока инженеры «Бритиш Петролеум» безуспешно пытаются заглушить скважину на дне Мексиканского залива, наши чиновники стараются не допустить подобного. Но как-то слабо.

В минувший четверг прокуратура области провела круглый стол на тему «Региональная экологическая безопасность: опыт и инновации». Несмотря на острую тематическую заявку и довольно внушительный состав участников (руководители всех территориальных природоохранных ведомств, представители генпрокуратуры, а также Евразийского национального университета им. Л. Гумилева и Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России), жарких дискуссий не наблюдалось.
Из приглашенных экологических НПО я заметила только руководителя ОО «Глобус» Галину ЧЕРНОВУ, но, как ни странно, реплик с её стороны не было. Возможно, потому что не было главных слушателей – первых руководителей ТШО и Аджип ККО, которые тоже были в списке приглашенных. Так что вопрос о том, в состоянии ли та или иная компания в случае аварии на Каспии справиться быстрее и лучше, чем «ВР» в Мексиканском заливе, задать было некому.

ВОТ ВАМ ВАШ ШТРАФ – И ОТВЯНЬТЕ

В свое время, когда принимался Экологический кодекс, мы были уверены, что он позволит усилить контроль над деятельностью природопользователей. Но как показала практика, «жесткий контроль» со стороны природоохранных ведомств на сегодня сводится к выдаче предписаний, которые, по словам природоохранного прокурора Атырауской области Болата ШОКАЯ, зачастую остаются без исполнения: «Подобная ситуация складывается из года в год, поскольку ответственность за невыполнение плана природоохранных мероприятий законодательством не предусмотрена».
Система взаимоотношений между предприятиями и природоохранной структурой такова: первые вполне намеренно нарушают закон сверхнормативными выбросами, загрязняют окружающую среду нефтепродуктами. Вторые – штрафуют. За последние 5 лет сумма штрафов достигла 6,4 млрд тенге. Тем не менее предприятиям выгоднее платить штрафы, чем внедрять экологически безопасные (и дорогостоящие) технологии. Плановые природоохранные мероприятия, по словам Б. Шокая, выполняются формально, большинство предприятий даже не стремится к конечной цели – снизить негативное воздействие на окружающую среду.
Что делать? Предложение природоохранного прокурора можно назвать единственным конкретным на круглом столе. Он сказал: “Было бы целесообразно в законодательном порядке закрепить за природопользователем обязанность направлять не менее 10%-20% своей прибыли на природоохранные мероприятия. В случае невыполнения пусть платят штраф в размере этой суммы”.

СКВАЖИНЫ-ПРИЗРАКИ

Еще одна больная тема – затопленные скважины. На сегодня ликвидировано 57 из 148. По словам Б. Шокая, такими темпами ликвидация остальных затянется на десятилетие. «За эти годы они нанесут неустранимый ущерб Каспию», – считает он. Природоохранный прокурор предложил сократить сроки ликвидации до 2-3 лет за счет увеличения финансирования и привлечения к этой работе не менее 3-4 специализированных организаций, включая иностранные.
По мнению генерального директора казахстанского агентства прикладной экологии Василия СКОЛЬСКОГО, работа по затопленным скважинам ведется неэффективно: «Не хватает информации. Мы 4 года ведём мониторинг в Мангистауской области, так вот координаты многих затопленных скважин не соответствуют действительности. Некоторые так и остаются не зафиксированными, хотя продолжают протекать и отравлять море. Если их оставить, то с каждым годом к нам все ближе трагедия Мексиканского залива».
Между тем даже в условиях, когда промышленная разработка шельфа еще не началась, наше море не застраховано от загрязнений. Многие, наверное, помнят, когда на месторождении «Кашаган» из баржи «Вагенборг-103», принадлежащей одной из подрядных организаций Аджип ККО, было разлито 6700 литров минеральной основы «Lamix». Общая поверхность загрязнения тогда составила 360 квадратных метров.

ПРИРОДА – СВИДЕТЕЛЬ, ОНА ЖЕ ПОТЕРПЕВШИЙ

Во время перерыва я спросила у прокурора области Бауыржана СМАТЛАЕВА:
– Результаты повторных проверок на АНПЗ показали, что порог предупредительной сигнализации по сероводороду там вдвое превышает ПДК. Наверняка, такие превышения есть и на других крупных предприятиях. Можно ли и, самое главное, как пресечь подобные нарушения?
– Жестким соблюдением экологического законодательства, – ответил прокурор.
Что на сегодняшний день представляет из себя действующее законодательство – читайте выше. На мой взгляд, возможно субъективный и дилетантский, профессор Санкт-Петербургского университета, кандидат юридических наук Бахаудин ТАНГИЕВ как-то ближе к реальности: «Мы до сих пор толком не знаем, что такое экологическая преступность, почему не раскрываются отдельные составы преступлений в отношении природы. В нашем университете пять лет назад была официально презентована новая наука – экокриминалистика, изучающая преступления, совершенные в отношении природы... Главная проблема экокриминалиста – это отсутствие четкой доказательной базы».
Сауле ТАСБУЛАТОВА
17 июня 2010, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz