Мы попросили интервью у известной кюйши, нашей землячки Айгуль УЛКЕНБАЕВОЙ, которая побывала в родных краях на 40-летнем юбилее кафедры «Музыка и искусство» АГУ.
«В ДОМЕ ВСЕГДА ЗВУЧАЛА ДОМБРА»
– Как вы охарактеризуете сегодняшнее состояние искусства исполнения кюя? Каким должен быть кюйши?
– В наше время ситуация была совсем иная, наставники и коллеги умели признавать хорошее исполнение. Без зависти. Мы воспитывались и получали образование в такой среде. По сей день музыканты, которые вместе учились, встречают друг друга как родных. А вот нынешняя молодежь, как правило, терпеть не может чужие творческие успехи, каждый восхваляет сам себя, не замечая своих недостатков.
Наши наставники не делили нас на младших и старших. При проведении вечеров творчества Дины, Курмангазы для меня, ещё молодой, ставили именную юрту и, проявляя уважение, приглашали вместе с почетными гостями. Не подключали знакомых и родственников, как сейчас. Я тоже никогда не воспользовалась добрым именем своего отца, и он говорил: «Если человек талантлив, народ сам его возвысит». Мы воспитывались в таком духе, может, поэтому, быстро получили народное признание. Сейчас нет такого уважения, и вообще само отношение к искусству изменилось. Слава Аллаху, у нас есть свои зрители и слушатели, на наши концерты собирается старшее поколение. Нас ищут, потому что знают и скучают. Не могу даже представить себе, что будет после того, когда уйдёт это поколение.
Сейчас все дети одинаковые. Раньше тебя оценивали, стараясь выделить, чтобы не пропадал среди многих, говорили: «Эй, да у него рукопожатие (удары по струнам) не простое, отличается от Манарбека, Кали или Дины». Думали прежде всего об искусстве. Помню, когда училась в колледже, мои преподаватели просили не торопиться замуж, потому что я должна играть и участвовать в конкурсах. Говорили – «придет время, успеешь еще выбрать жениха и родить детей, а пока не бросай своё дело, своё искусство».
– Ваш отец, известный музыкант Нариман Улкенбаев виртуозно владел домброй. Наверное, у вас не было мысли о выборе другой профессии?
– Всю сознательную жизнь меня сопровождала домбра. Дома слушали казахскую музыку и кюи. У нас часто бывали гости, и почти все играли на домбре. Многие известные музыканты останавливались у нас, а также поэты и писатели, артисты театра.
В детстве меня, конечно, интересовали и другие вещи. Одно время играла на баяне, в старших классах модно было петь под гитару. Но расставаться с домброй и в мыслях не было. При том что у меня не было музыкального образования, пока не поступила в училище в Алматы. До этого училась играть только на слух. Слушала грампластинки, выучила все кюи, которые исполнял отец.
– Выходит, вы вообще не знали, что такое ноты?
– Нет, до музыкального училища ноты не знала. Но это не помешало быть одной из лучших студенток. Первой профессиональной наградой было 1-е место на республиканском конкурсе домбристов в 1981 году, затем 3-е место на І конкурсе имени Курмангазы в 1983 году. Конкурсантов оценивали выдающиеся деятели искусств Шамгон Кажыгалиев, Нургиса Тлендиев, Фатима Балгаева, Кали Жантлеуов. И такие уважаемые люди приняли нас в ряды профессионалов.
– Каково ваше отношение к искусству кюя сегодня?
– Должна сказать – по моему мнению, кюй сегодня превращается в шоу. Исчезает суть этого искусства, уходят традиции, потому что изменилась сама система образования, требования другие. Сейчас учащийся в музучилище или консерватории каждый месяц сдает экзамен, старается выучить произведение и всё. Время пройдет, и он забудет, потому что выучил, а не пропустил через себя. Музыку надо прочувствовать, осмыслить.
«С ВОЗРАСТОМ ПРИТЯГИВАЕТ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ»
– Вы чудесно исполняете кюи, а сами их сочиняете?
– С некоторыми усилиями можно сочинить кюй, но я перфекционист, у меня жесткие требования к самой себе – что бы ни сделала, обязательно найду ошибки. Для того чтобы сочинить кюй, нужно обладать особым даром. Так что оставляю это другим.
– Вы открыли свою музыкальную школу…
– Да, и наши первые выпускники уже поступили в различные вузы. Но только один из них решил стать профессиональным музыкантом. Остальные выбрали другие специальности, но и музыку не бросили.
Вообще-то прежде я предпочитала сцену преподаванию. Но в какой-то момент всё равно приходишь к наставничеству. У меня ведь как было? Некоторые родители хотели, чтобы их ребенок учился играть на домбре именно у меня. На работе стало неудобно принимать сразу по нескольку учеников, нужно было найти отдельное место. С этого и началось…
– Не хотите попробовать себя в другой сфере, например, в политике?
– Не-ет. С политикой меня ничто не связывает. Звали в партию, но я не пошла. Это не моё. Каждый должен заниматься своим делом. Я умею играть на домбре и учить этому искусству других.
– Сейчас вы редко появляетесь на сцене.
– Я человек скромный. У нас есть исполнители, которые боятся, что про них народ забудет, неделя без сцены или эфира для них уже катастрофа. Я не напрашиваюсь, но не отказываю, если приглашают.
– Как часто меняете свой репертуар?
– Когда перебираю репертуар, стараюсь уже привычные кюи заменять новыми. Каждый исполнитель ищет что-то новое, никем не исполненное произведение, он всегда в поиске. А самое сокровенное и совершенное для нас – это народная музыка. Интересно: музыканты консерватории, которые играют на пианино, скрипке, сейчас говорят: «Айгуль, правильно вы выбрали народные инструменты, мы вам завидуем». А в своё время наставники в оркестре предлагали мне играть на скрипке. Думали, наверное, что домбра меня не прославит.
– Какие у вас планы на ближайшее будущее?
– Сейчас не могу ничего особенного сказать. Пока есть планы касательно большой выставки в нашей стране ЭКСПО-2017.
– Не возникает желания вернуться в родные края?
– Никогда не поздно вернуться. У меня здесь мама, родные. При первой же возможности спешу оказаться в родном доме, среди близких людей. Одно время Имеке (Имангали Тасмгамбетов. – Н. Х.) звал всех нас вернуться. Мол, вы своё там отдали, теперь давайте работать для родного края. Дал всем ключи от новых квартир. А мне сказал: «Айгуль, ты пока побудь в Алматы». И я пока здесь. Говорят же, с возрастом всех притягивает родная земля. Возможно, мы тоже, как и наш наставник Азидолла Ескалиев, к старости прибежим обратно. Поживем-увидим.
Нургуль ХАЙРУЛЛИНА
Фото автора