В суде №2 г.Атырау под председательством судьи Гульжиян МУТИЕВОЙ идет уголовный процесс по обвинению сотрудника городской прокуратуры Азамата КОКАМАНОВА в мошенничестве в крупном размере.
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА
На заседании 17 апреля прокурор Нуржан АБИЛОВ зачитал обвинительный акт:
- Азамат Кенжетайулы Кокаманов 1983 года рождения, уроженец Челкарского района Актюбинской области. 5 февраля 2016 года приказом прокурора области Галымжана ТОГИЗБАЕВА назначен и.о. прокурора отдела по надзору за законностью судебных актов и представительства интересов государства. Совершил уголовное правонарушение против собственности при следующих обстоятельствах.
10 октября 2015 года на территории асфальтобетонного завода ТОО «УМИТ АИС», расположенного на 5 километре, произошел несчастный случай – при погрузке на платформу погрузчик задавил водителя. ГУВД возбудило уголовное дело в отношении ответственного за погрузку старшего механика Кайрата МЕНДИГАЛИЕВА по ст.156 ч.3 УК РК (нарушение правил охраны труда) и, завершив расследование в июле прошлого года, направило его в городской суд №2 для рассмотрения. Участие в суде было возложено на прокурора КУСАГАЛИЕВУ Г.
Примерно в это же время родственнику Мендигалиева Кабджану САБЕНОВУ стало известно об этом уголовном деле. В начале августа в доме Сабенова в микрорайоне Атырау последний при разговоре с прокурором А.Кокамановым, являющимся родственником Сабенова со стороны супруги, рассказал об уголовном деле в отношении Мендигалиева и спросил о возможности смягчения для него наказания.
По версии следствия Кокаманов, зная, что не имеет возможности повлиять на решение суда, задумал завладеть имуществом Мендигалиева и предложил Сабенову организовать встречу с ним. 2 августа Сабенов позвонил Мендигалиеву и сказал, что у него дома находится сотрудник прокуратуры и передал трубку – прокурор сказал, чтобы он приехал.
КРЕДИТ ДЛЯ ВЗЯТКИ
Кокаманов стал убеждать приехавшего на встречу Мендигалиева, что он на стадии осуждения и что его посадят в тюрьму. Кайрат, боясь за свободу, попросил помощи. Кокаманов потребовал, чтобы Мендигалиев в течение трех дней принес ему 2 млн. тенге, пригрозив, что в противном случае ему "светит" срок до 4 лет. Мендигалиев согласился достать деньги и они обменялись номерами сотовых телефонов.
4 августа Кайрат получил в «Каспи банке» кредит в сумме 490 тыс. тенге. Миллион тенге добавил брат Касен. 5 августа Кокаманов позвонил Мендигалиеву, и тот сообщил, что собрал полтора миллиона тенге. В обеденное время Кайрат приехал к Сабенову (по версии следствия, ничего не подозревавшему о преступном умысле прокурора) и в его присутствии передал Кокаманову полтора миллиона тенге за якобы положительное решение суда.
Чувствуя безнаказанность, Кокаманов потребовал принести оставшуюся сумму в ближайшие дни. 5 августа Мендигалиев взял у коллеги по работе Есенжана БАЙЗАКОВА в долг полмиллиона тенге и отдал их Кокаманову. 15 августа Кокаманов позвонил Мендигалиеву и сообщил, что нужно вновь встретиться в доме Сабенова. Прокурор стал убеждать механика, что может добиться назначения ему условного наказания и потребовал принести еще 2,5 млн. тенге. Мендигалиев ответил, что у него нет больше денег. Тогда Кокаманов предложил ему распродать имущество – сначала машину «Лада-Гранта», а когда выяснилось, что автомобиль находится в залоге у банка, предложил продать дом в селе Память Ильича.
Находясь в безвыходном положении, Мендигалиев рассказал обо всем своей гражданской супруге Алие КЕНЖЕБЕКОВОЙ, ранее ничего не подозревавшей о бедах своего мужа. И она отговорила его от продажи дома.
Между тем в ходе разбирательства по уголовному делу о несчастном случае на базе подсудимый Мендигалиев заключил процессуальное соглашение о признании вины и получил наказание в виде ограничения свободы сроком на 1 год. Но Кокаманов, несмотря на то, что ему было известно о вынесенном судебном вердикте, продолжал требовать от Мендигалиева 2,5 млн. тенге.
Находясь в отпуске, Кокаманов также продолжал звонить и требовать от него деньги.
Следствием установлено, что 19 октября Кокаманов по приезду из отпуска явился домой к Мендигалиеву и путем оказания морального давления, не имея никакого отношения к приговору в отношении Мендигалиева, снова потребовал от него 2,5 млн. тенге.
ПЕТЛЯ В ГАРАЖЕ
10 ноября, не имея возможности найти деньги, Мендигалиев обратился в департамент Национального бюро по противодействию коррупции по Атырауской области. В феврале текущего года Азамат Кокаманов был взят под стражу.
По словам государственного обвинителя Азамат Кокаманов совершил преступления: по п.1,2 ч.3 ст.190 УК РК (мошенничество, совершенное в крупном размере должностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, сопряженное с использованием своего служебного положения) и по ч.3 ст.24 – п.1,2 ч.3 ст.190 УК РК (покушение на совершение мошенничества в крупном размере должностным лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, сопряженного с использованием своего служебного положения, не доведенное до конца по независимым от него обстоятельствам).
Кроме того, Мендигалиев заявил о гражданском иске к Кокаманову о возмещении ущерба в размере 2 млн. тенге, отданных тому.
Кокаманов в суде назвал все обвинения ложью, отказался от заключения процессуального соглашения о признании вины и гражданский иск Мендигалиева также не признал.
Во время допроса в суде потерпевший Кайрат Мендигалиев заявил:
- Мы встретились с Кокамановым в доме Сабенова, он (Кокаманов) был в форме прокурора и сказал: я знаком с твоим уголовным делом, ты на грани тюрьмы, если не принесешь два миллиона тенге, уйдешь на 4 года, там ты будешь женой Гоши. Я испугался.
Мендигалиев также рассказал, что в ноябре был на грани суицида. В финансовой полиции, куда он обратился, к нему в качестве охраны приставили сотрудника по имени Сержан. В гараже Сержан обнаружил петлю, приготовленную Кайратом, и отвязал ее от потолка.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото Марата ТАКУЛИНА