За первую неделю путины в рамках операции «Бекiре» изъято почти 45 тонн рыбы и наложено штрафов на общую сумму около миллиона тенге.
Координационный штаб «Бекiре» провел первое заседание. Объединенные на время путины рыбоохранные силы рапортуют - с начала акции выявлено 114 нарушений рыбоохранного законодательства, изъято 44,7 тонн рыбы, из них 232 кг осетровых, к административной ответственности привлечено 82 нарушителя, возбуждено 23 уголовных дела.
На помощь «Бекiре» выделены вертолеты, они ведут разведывательные облеты всех водоемов Жайык-Каспийского бассейна. Вспомнили старый опыт по обмену инспекторами - в область прибыли 6 государственных инспекторов из других регионов, они расквартированы в поселке Дамба. Докладчики напомнили о том, что традиционно на автотрассах сообщением Пешной-Атырау, Атырау-Астрахань, Атырау-Уральск и Атырау-Индер и в поселке Карабатан органами внутренних дел и инспекцией выставлены стационарные посты - там проводится досмотр любого транспорта на предмет вероятного вывоза рыбной продукции за пределы РК. На границе с Астраханской областью для тех же целей функционирует КПП «Рубеж». Пока других новостей с рыбных фронтов нет.
Мы попросили модератора совещания, руководителя Атырауской территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Мурата ЕРМЕККАЛИЕВА прокомментировать резонансный конфликт между тамошними браконьерами и органами правопорядка в Исатайском районе:
- Расскажите, пожалуйста, что происходит в Жанбае с точки зрения вашего ведомства?
- Есть определенные требования по плавательным средствам. На сегодняшний день остро стоит вопрос по байдам. Согласно поручению акима области мы разработали дополнительный план работ. Все структуры, государственные органы… Мы в принципе согласовали этот план и будем работать. Эти байды не предназначены для морского рыболовства. Сейчас нерестовый период. Есть закон, который регулирует мощность передвижных плавательных средств, в рамках этого закона мы и будем работать.
- Я повторю свой вопрос: почему жанбайцы так реагируют, почему случился инцидент с груженной браконьерской рыбой машиной?
- Жанбай больной вопрос, там жители хотят выезжать на море безо всяких согласований, на байдах с габаритными моторами. Сейчас у нас закон - рыбодобывающие кооперативы должны ловить только на лодках типа будар, не превышающих мощности в 20 лошадиных сил. Делали облеты вертолетные - на берегу там стоит определенное количество байд. Это считается пограничная полоса, как они (пограничники) объяснили. До этого штаб выезжал во главе с замакима области НАКПАЕВЫМ, была проведена разъяснительная работа с жителями Жанбая, Забурунья. Объясняли до начала путины о том, что рыболовецкие кооперативы, которые там работают, должны были организовать эту работу - что на берегу не должны эти лодки стоять. По Жанбаю этот вопрос до сих пор не решен.
- То есть в рамках предподготовки к «Бекiре» эти работы в Жанбае организованы не были?
- Вот вы, пресса, такие вопросы задаете…
- Но я лишь повторила то, что произнесли вы.
- Есть определенные кооперативы: «Ракуша», «Амангельды», на их территории не должны были стоять дополнительные лодки, браконьерские лодки, можно так говорить. Но эта зона именно, где расположено село Жанбай, считается пограничной зоной.
- В чьей она зоне ответственности?
- Ну, ответственны здесь мы все, наверное.
- А если быть точней, без «наверное», чья конкретно это зона ответственности?
- Пограничники. Это зона, фактически охраняемая пограничниками. Эти байды, вы прекрасно знаете, очень мощные - 200 лошадиных сил, не меньше. Сейчас мы должны шум катеров ограничивать…
- А почему вы не едете туда накануне путины и не выясняете - сколько там байд, какой мощности и у кого конкретно?
- Мы не говорим, что не знаем, у нас есть эта информация.
- Почему не изымаете?
- Будем изымать. Поэтому сейчас всем рыбакам говорим… Видите ли, жанбайские рыбаки Исатайского района являются работниками определенных кооперативов, на сегодня есть определенные требования, которые мы хотим чтобы они исполнили. Эти требования запрещают использование таких больших лодок, как байды с мощными моторами, потому что они вредят рыбным ресурсам в нерестовый период. Поэтому мы поехали, их предупредили, дали им время. Учитывая, что они уже спустили эти лодки, значит, недельный срок. И мы дополнительный план разработали и буквально на неделе рабочая группа из представителей всех органов, задействованных в операции «Бекiре»… Значит, все они будут участвовать. И мы будем принимать меры относительно этих байд. Будем привлекать к административной ответственности, устанавливать законность.
- А если снова встретите сопротивление, как это уже было?
- Ну, мы достаточно уже разъяснительную работу провели, есть отдельные элементы, конечно, которые не понимают, но во всяком случае мы не собираемся воевать с ними. Мы просто на сегодняшний день требуем соблюдения установленных требований. Кто их не будет выполнять - естественно, мы государевы люди, работники государственных органов, у нас есть определенные полномочия - мы будем их выполнять, - довольно замысловато ответил Ермеккалиев.
…Судя по постоянным повторам одних и тех же ничего не значащих формулировок, главный рыбный инспектор озадачен ситуацией в Жанбае, которая, впрочем, повторяется по факту каждый год. Но каждый раз для стоящих на страже рыбных запасов – как первый. Власти и рыбоохранные органы привычно пишут планы со ссылкой на законность, жанбайцы так же привычно их игнорируют. Потому что закон в одну сторону не работает, а кому как не им знать, что закон для некоторых представителей некоторых рыбоохранных ведомств не писан. И если кому-то – можно, рассуждают жанбайские браконьеры, то почему нам нельзя? Но ситуация острая, замолчать ее уже не получится. Поэтому подождем реакции «отдельных элементов» жанбайской независимой республики на разработанный «дополнительный план». Можно быть уверенным в одном - этот участок обеспечит головной болью штаб «Бекiре» до конца путины.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото Марата ТАКУЛИНА