Атырау, 20 апреля 07:51
 ясноВ Атырау +32
$ 446.49
€ 475.38
₽ 4.79

Конституция: Статус Основателя Казахстана, Первого Президента и Елбасы записали неизменным, но без фамилии

11 142 просмотра


Сегодня, 6 марта, в парламенте состоялось совместное заседание палат. Во втором чтении принят закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан».

О результатах работы совместной комиссии по подготовке законопроекта ко второму чтению доложил председатель комиссии, депутат мажилиса Нурлан АБДИРОВ.

По его словам, представленный главой государства законопроект предусматривает 26 поправок в 19 статей Конституции: «Большой блок поправок затрагивает вопросы перераспределения властных полномочий президента, парламента и правительства».

Абдиров ознакомил с поправками, одобренными депутатами в первом чтении.


ПОЛНОМОЧИЯ ПОДЕЛИЛИ 

«Поправки в статью 91 закрепляют незыблемость независимости государства, а также обязательное наличие заключения Конституционного Совета Республики по изменениям и дополнениям в Основной закон.

На конституционном уровне закрепляются гарантии неизменности нашей главной ценности - независимости государства. В статье 91 Конституции прямо устанавливается, что наряду с унитарностью, территориальной целостностью республики и формой правления ни в каких случаях, даже путем пересмотра Основного закона, не может быть изменена независимость нашей страны.

В пункт 1 статьи 49 вносится уточнение, что парламент является высшим представительным органом Республики, осуществляющим не просто законодательные функции, а осуществляющим в соответствии со статьей 3 Конституции законодательную власть.

В подпункт 6 статьи 57 вносится правка о праве заслушивать отчеты членов правительства по вопросам их деятельности и обращения к президенту об освобождении их от должности в случае неисполнения ими законов. В этом случае президент освобождает члена правительства от должности.

Согласно новой редакции пункта 2 статьи 61 президент вправе определять приоритетность рассмотрения проектов законов. Это означает, что соответствующие законопроекты должны быть приняты в первоочередном порядке в течение двух месяцев.

Предлагается внести изменения в пункт 1 статьи 70, в соответствии с которыми правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным мажилисом.

Поправки в статью 44 предусматривают передачу от президента правительству полномочия по утверждению государственных программ и единой системы финансирования и оплаты труда работников всех органов, содержащихся за счет средств государственного бюджета.

Эта задача будет решаться правительством по согласованию с главой государства.

Проектом исключается право главы государства отменять либо приостанавливать действие актов правительства и премьер-министра.

Вместе с тем президент в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения национальной безопасности, суверенитета и целостности государства может направлять обращения в Конституционный Совет для рассмотрения вступившего в силу закона или иного правового акта на соответствие Конституции», - сказал Абдиров.


ПОПРАВКИ ПО СУДАМ И ПРОКУРАТУРЕ

По словам Абдирова, в действующей редакции пункта 3 статьи 79 Конституции установлены квалификационные требования к судьям. Эти же требования указаны и в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». Законопроектом предлагается конкретизировать квалификационные требования к судьям только законом.

«Норма статьи 81 об осуществлении Верховным судом надзора за деятельностью судов заменяется уточнением, что Верховный суд в предусмотренных законом случаях рассматривает отнесенные к его подсудности судебные дела.

Изменения, вносимые в пункт 1 статьи 83, касаются обобщения отдельных функций прокуратуры, поскольку они осуществляются прокуратурой в рамках высшего надзора за соблюдением законности на территории Республики Казахстан.

В предлагаемой редакции основные функции прокуратуры изложены объемно и вместе с тем компактно со ссылкой на закон. 

При этом предусматривается, что прокуратура осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории страны, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование», - сказал Абдиров.


МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ

«В частности, в пункт 5 статьи 86 вносятся изменения, согласно которым полномочия маслихатов прекращаются досрочно президентом Республики Казахстан после консультаций с премьер-министром и председателями Палат парламента.

Такое коллегиальное решение обеспечивает его обоснованность и необходимость, и повышает статус маслихатов.

В пункте 4 статьи 87 на уровень закона отнесен порядок назначения или избрания на должность акимов городского, районного и сельского уровня, а также освобождения их от должности. Напомню, что сейчас он регулируется указом президента», - сказал Абдиров.


ЧЕЙ СТАТУС НЕИЗМЕННЫЙ

Также Абдиров сообщил, что от депутатов, постоянных комитетов палат парламента, фракций политических партий поступило всего 26 поправок к ряду норм действующей Конституции, которые были рассмотрены Совместной комиссией.

По итогам своей работы Комиссия приняла решение внести на рассмотрение совместного заседания палат парламента во втором чтении 10 поправок. Вот некоторые из них.

Первая поправка касается статуса президента.

«Двадцать пять лет истории независимого Казахстана подтверждают глубокую продуманность и правомерность всех выдвинутых президентом страны идей и принципов, которые создали прочный фундамент для формирования политически стабильного и экономически процветающего государства. Ведущая роль Елбасы - Нурсултана Абишевича Назарбаева, его инициативы обеспечили становление и развитие казахстанской государственности. Неоднократно представителями казахстанского общества поднимался вопрос о закреплении выдающегося вклада Елбасы в строительство нашего государства.

В этой связи предложена следующая редакция пункта 2 статьи 91 Конституции: «2. Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма ее правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными», - сказал Абдиров.

Пункт 2 статьи 39 Конституции по предложению депутатской группы Ассамблеи народа Казахстана дополнен положением о том, что признаются неконституционными любые действия, способные нарушить,наряду с межнациональным, также и межконфессиональное согласие.

В пункт 2 статьи 41 вносится изменение касательно установления одним из требований для кандидатов в президенты страны наличия высшего образования. 


ЗА ТЕРРОР - ЛИШАТЬ ГРАЖДАНСТВА

Право назначать министра внутренних дел остается за президентом.

«Учитывая важную стратегическую роль министерства внутренних дел в деле обеспечения безопасности граждан, внутренней безопасности государства считаем целесообразным в подпункте 3) статьи 44 сохранить полномочие президента страны  по назначению министра внутренних дел. При этом учитывается и то, что президент страны является Верховным Главнокомандующим, а в структуру министерства внутренних дел входит Национальная Гвардия», - сказал Абдиров.

Одобрение получило предложение лишать гражданства за совершение террористических преступлений:

«В пункте 2 статьи 10 Конституции предлагается закрепить норму касательно того, что лишение гражданства допускается лишь по решению суда за совершение террористических преступлений, а также за причинение иного тяжкого вреда жизненно важным интересам Республики Казахстан».

Предлагается дополнить пункт 3-1 статьи 2 Конституции нормой, закрепляющей статус международного финансового центра «Астана», согласно которой в столице может быть установлен особый правовой режим именно в финансовой сфере в соответствии с конституционным законом.

Сауле ТАСБУЛАТОВА, соб. корр. «АЖ», г. Астана

6 марта 2017, 16:39

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz