Атырау, 17 мая 16:35
 будет пасмурноВ Атырау +15
$ 441.58
€ 480.00
₽ 4.86

Крыша над головой или долг на шее?

8 439 просмотров


В «АЖ» обратилась опекун 8-летнего Манаса ЕРКИНА Арна АЙМАГАМБЕТОВА. По её словам, акимат Индерского района требует освободить квартиру, выданную осиротевшему Манасу на арендных условиях, по причине невыплаты арендной платы. По мнению А. Аймагамбетовой, требовать арендную плату у восьмилетнего ребёнка – это неправильно.

«НЕ ЗАБЫВАЕМ, ЧТО ЭТО ДОМ МАНАСА»

– В 2010 году умерла старшая невестка, а потом и старший брат моего мужа. Трое их детей остались сиротами. Родственники решили не отдавать детей в детдом. Старшие сейчас у родственников матери, а мы с мужем Нурланом взяли к себе младшего, Манаса – когда родители умерли, ему было меньше года, – вспоминает Арна. – Я сразу отказалась получать пособие, чтобы люди не говорили, что приютила дитя ради денег. Но мне посоветовали всё же оформить документы, так как в будущем это могло бы помочь Манасу при получении образования и жилья.

В 2015 году старшего сына Нурлана и Арны Данияра сбила машина, требовались деньги на лечение, и они продали свою комнату в общежитии.

– Но этих денег было недостаточно, и мы взяли ещё и кредит в банке. Сейчас сын инвалид ІІІ группы. Когда он находился на постельном режиме, я не могла его надолго оставлять. И когда акимат вручал ключи от квартиры Манасу, я не смогла поехать, поехал мой супруг. Сейчас мы все живём в этой квартире, но не забываем, что это дом Манаса, – говорит Арна Аймагамбетова.

В 2015 году в посёлке Индерборский были сданы в эксплуатацию два 60-квартирных дома. Квартиры здесь арендные, дома были построены на бюджетные средства. Манас Еркин получил квартиру как ребёнок-сирота, оставшийся без попечения родителей, и 10 ноября 2015 года между акиматом посёлка Индерборский и Арной Аймагамбетовой был составлен договор на 50-летний срок. По нему за 3-комнатную квартиру площадью 88 кв. м арендатор обязан ежемесячно платить 18 963 тенге. Стоимость квартиры оценивается в 11 млн тенге.

– Мы должны платить каждый месяц 19 тысяч тенге в течение 10 лет. Приватизировать мы её сможем только после того, как выплатим основную стоимость. Я внесла первоначальный взнос – 60 тысяч тенге. В прошлом году мне пришло уведомление, подписанное акимом посёлка Алмасом КУСАИНОВЫМ, что на данный момент мы должны заплатить в общей сложности 289 789 тенге (177 556 тенге долга на 1 ноября +0,1% за каждый просроченный день). Также сказано, что если мы не сможем произвести оплату до указанной даты, то нас выселят и другого жилья не предоставят. И это называется поддержкой государства? – говорит Аймагамбетова.


Арна АЙМАГАМБЕТОВА

С подобным столкнулись и другие семьи, взявшие детей под опеку.

Рассказывает Гульшат КУАНОВА, опекун брата Манаса, 12-летнего Адильбека.

– Адильбеку тоже выдали 3-комнатную квартиру с правом выкупа. Наше собственное жильё сгорело шесть лет назад, и нам тоже выдали квартиру с правом последующего выкупа, но только в другом месте. Каждый месяц мы платим арендную плату. За квартиру Адильбека я плачу из его пособия. В течение 10 лет мы должны платить по 19 тысяч тенге ежемесячно. Накладно очень. Но других вариантов нам не предложили. Супруг и дочка устроились на работу недавно, я безработная. К тому же мы должны за свет, газ и воду, – говорит Гульшат Куанова.

СПРАВКА «АЖ»: До 2017 года пособие опекунам на содержание ребёнка-сироты составляло 21 700 тенге. С января 2017 года размер пособия увеличен до 27 тысяч тенге.

Главный специалист по опеке и попечительству Индерского районного отдела образования Гульнара ЕРИШОВА:

– Пособие для детей-сирот должно тратиться на еду, одежду и другие потребности. Каждые шесть месяцев человек, взявший ребёнка под опеку, должен отчитываться за выданные деньги. Нигде не сказано, что эти деньги могут быть использованы как платёж за арендную квартиру. Мне необходимо время, чтобы уточнить все детали.

 

«МЫ РАБОТАЕМ В РАМКАХ ЗАКОНА»

– На моё письмо в акимате ответили, что не могут в нарушение законов передать ребёнку жильё в собственность. Тогда почему несовершеннолетнему сироте дают арендное жильё? – говорит Арна Аймагамбетова. – Я сказала, что отказываюсь от этой квартиры. А в акимате говорят, что мы не можем отказаться от неё, пока не произведём оплату долга. И я решила подать иск в суд. Мы хотим взять кредит и построить дом. Я не хочу, чтобы через 10 лет, когда Манасу исполнится 18 лет, у него на шее висел многомиллионный долг за арендную квартиру.


Гульшат КУАНОВА.

Ситуацию прокомментировал начальник районного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Абзал РАМАЗАНОВ:

– Два года назад мы вручили ключи от квартир 24 детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Квартиры были оформлены на опекунов. По достижении детьми 18-летнего возраста имущество будет передано им. Из каких средств будет выплачиваться арендная плата, решает опекун. Все были заранее предупреждены, что квартиры арендные. Они, конечно, могут отказаться от жилища, но ребёнок вновь будет поставлен в очередь на получение жилья.

На наш редакционный запрос о том, почему ежемесячный арендный платеж не вычитывается из стоимости квартиры, от начальника районного отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог А. Рамазанова пришёл следующий официальный ответ: «В п.4 ст.74 Закона РК “О жилищных отношениях” («Очередность предоставления гражданам жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде») указано, что инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют первоочередное право получить жилье из государственного жилищного фонда. При распределении жилищ (вновь введенных в эксплуатацию или освобожденных жильцами) из государственного жилищного фонда или жилищ, арендованных местным исполнительным органом в частном жилищном фонде, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выделяется не менее двадцати процентов от общего количества жилищ.

Согласно этому пункту Закона 24 сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, были выданы квартиры в двух 60-квартирных домах. Согласно ст.77 этого Закона («Решение о предоставлении жилища из государственного жилищного фонда или жилища, арендованного местным исполнительным органом в частном жилищном фонде») принято решение о предоставлении жилья и составлено условие аренды, которое передано заявителю – эти документы являются единственными, дающими право проживать в этом доме.

Опекуны детей, оставшихся без попечения родителей (Еркина Манаса и Адильбека Жалгасова) Арна Аймагамбетова и Гульшат Куанова, когда подавали заявление на получение жилья, дали согласие ежемесячно оплачивать аренду жилища.

В письме районного отдела строительства, архитектуры и градостроительства от 25 мая 2015 года указано, что срок эксплуатации 60-квартирного дома – 50 лет. Поэтому от общей стоимости жилого дома была рассчитана стоимость 2- и 3-комнатных квартир, которая составили – 7 429 385 тенге и 11 378 025 тенге соответственно. Арендная плата в месяц составила 12 383 тенге и 18 963 тенге соответственно.

В п. 8 Правил приватизации жилищ из государственного жилищного фонда, утвержденной постановлением №673 Правительства РК от 2 июля 2013 года, указано, что предоставляемое социально уязвимым слоям населения жилище из коммунального жилищного фонда может быть приватизировано нанимателем по остаточной стоимости.

Остаточная стоимость жилища – это начальная стоимость за вычетом физического износа. Также в п. 23 Правил приватизации сказано: граждане, приватизирующие жилище, могут производить оплату стоимости жилища в рассрочку сроком до десяти лет. График, условия и сроки оплаты стоимости жилища в рассрочку предусматриваются в договоре о приватизации. При этом граждане, приватизирующие жилище, вносят первоначальный взнос в размере не менее 30 процентов от стоимости жилища, установленной в договоре приватизации».

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА:
Согласно ч. 6 статьи 68 Закона РК «О жилищных отношениях» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия, относятся к социально уязвимым слоям населения. Из государственного жилищного фонда им выдаётся жильё на основании аренды. Позже они могут приватизировать жильё по остаточной стоимости. Но в законе не указано, где возьмут деньги дети, оставшиеся без родителей. Поэтому необходимо вмешательство депутатов парламента для внесения изменений в законодательную базу.


Ляззат КАРАЖАНОВА

9 февраля 2017, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz