По статистике 15% взрослого населения планеты страдают аэрофобией, т. е. заставить их сесть в самолёт практически невозможно. Но беспокойство или страх перед полетами свойственны более чем половине летающих.
Между тем в сутки небесное пространство пересекают более полутора миллионов человек, и половина из них летать на самом деле боится. Если речь идет о клинически доказанном диагнозе «аэрофобия» помочь такому человеку могут, конечно, только врачи. Если же вы испытываете страх на борту и переживаете приступы паники время от времени, то с этим можно и побороться. Компания «Эйр Астана» разработала для таких пассажиров проект по преодолению страха авиаполетов и периодически проводит тренинги.
Тренинг проходит в два этапа. В ходе первого опытные практикующие пилоты, командиры экипажей авиакомпании, отвечают на все интересующие пассажиров вопросы. Про турбулентность, плотность облаков, технические регламенты подготовки самолета к вылету, плотность грозовых облаков и их воздействие на борт. Оказывается, при попадании в грозовой фронт воздушный лайнер рискует получить довольно серьезные повреждения, поэтому пилоты уводят свои самолеты от таких облаков или переходят в другой воздушный эшелон по согласованию с диспетчерами.
«БЫКОВ НАС КРЕПКО ПОДСТАВИЛ»
Пилот Вячеслав АУШЕВ напоминает о том, что в современных самолетах предусмотрено дублирование всех агрегатов.
- Большинство систем воздушного судна имеют как минимум двойное дублирование, а бывает, что и тройное, так что в случае отказа одного такого прибора самолет может спокойно продолжить полет и безопасно его завершить.
- На сколько хватает запаса кислорода в масках на борту?
- Для пассажиров – на час, этого времени обычно достаточно, чтобы снизиться на ту высоту, когда человек способен дышать самостоятельно в случае разгерметизации салона.
- Были ли в истории казахстанской авиации такие случаи?
- Да, рейс, летевший из Шымкента в Алматы несколько лет назад, был вынужден воспользоваться кислородными масками – произошла техническая разгерметизация, то есть постепенная, не моментальная как при пробоинах, поэтому все пассажиры успели надеть маски и благополучно приземлились.
- В этом году пилот вашей авиакомпании был уличен в приеме тяжелых наркотиков и осужден. Как это отразилось на репутации компании и её внутренних регламентах?
- Этот скандал нас шокировал, мы долгое время не могли поверить, что наш коллега, опытный пилот Роман БЫКОВ мог нас так подставить. После этого случая контроль над состоянием экипажа стал ещё строже, теперь введена система внеплановых медицинских проверок, когда без предупреждения проводится тестирование экипажа на наличие в крови алкоголя или наркотических веществ методом произвольной выборки.
АЛКОГОЛЬ НЕ ЛУЧШИЙ СПОСОБ
Так что нужно делать или не делать, если вы подвержены страху на борту? Как утверждают инструкторы, почти традиционное «лекарство» – алкоголь – на самом деле противопоказано. На высоте унция коньяка идет за пять на земле, поэтому организм испытывает запредельные нагрузки, пытаясь справиться и со стрессом перепадов давления, и алкогольной атакой. Если вы испытываете страх высоты, вам не следует садиться у иллюминатора.
В самолете рекомендуется отвлекаться на сон, чтение, компьютерные игры, хорошо помогают легкие перекусы, а самое лучшее средство – флирт с попутчиком/цей или просто увлекательная беседа. Если вас накрывает паника, следует освоить технику глубокого дыхания – очень глубокий вдох с максимальным раскрытием грудной клетки и серия коротких выдохов, повторите 10 раз и паника отступит. Так же следует в течение полета, особенно длительного, несколько раз встать и размять мышцы, сделать несколько шагов по проходу, когда это разрешено.
Неожиданным оказался совет по использованию резинки для банкнот – ее рекомендуют надеть на запястье, и когда одолевают негативные мысли – просто оттянуть резинку и отпустить ее. Боль от удара поможет переключиться.
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
Фото автора
В Атырау +3