Адилхаир Пангереевич – автор таких известных картин, как «Кансонар-86», посвященной теме обретения независимости Казахстаном, и «Крик степи», молящей о спасении умирающей сайги. Адеке, сам родом из Индерского района, где раньше проходили тысячные стада антилоп, с упоением рассказал нам, как пастухи раньше ориентировались на следы этих животных, чтобы выбрать пастбища для скота с самой сочной травой. Автор считает, что земля Атырауской области опустынела из-за повального истребления этих животных, поскольку они рыхлили копытцами почву и удобряли ее.
Другая знаменитая картина Жантасова – «Сострадание Махамбету» – находится на выставке в Государственном музее искусств имени Кастеева. А у полотна под названием «Рюмка Баке» удивительная история. Посвящена она памяти ныне покойного драматурга Берика Коркытова. Художник хранит в своем чемоданчике раритет – граненый стакан, к которому прикасались во время своих вдохновенных творческих застолий писатель и его именитые гости.
«ЗАПЕЧАТЛЕЙ МЕНЯ НА ФОНЕ ДЖИПА»
«Слава богу, сегодня мы не имеем запрограммированного на “соцреализм” искусства, как в советские годы, – говорит 52-летний мастер красок. – Атырауские молодые художники раскрепощены и имеют отменную технику.
Я считаю, что Интернет стал проблемой в мире изобразительного искусства. Любой человек с деньгами, скачав понравившуюся картину по каталогу в “паутине”, может заказать копию первому попавшемуся художнику. Атырауским художникам, пока не включившим свои работы в каталоги Интернета, отчасти везет. Они хотя бы могут точно гарантировать, что предлагают покупателям оригинал.
Часто богатые люди, когда приходят ко мне в мастерскую, не покупают смысловые картины. В большинстве случаев они просят запечатлеть их на фоне коттеджа или полюбившегося джипа. Это у них сейчас последний писк моды.
Я бы хотел отметить хорошее качество преподавания на факультете изобразительного искусства в Атырауском университете имени Х. Досмухамедова. Но там не хватает реквизитов: блюд, подносов, кувшинов для натюрмортов, гипсовых скульптур. Вуз не имеет возможности оплачивать услуги натурщиц, а это необходимо. Кроме того, многие помещения не соответствуют стандартам: в классах рисунка окна должны быть затемнены и включен искусственный свет, а в классах живописи, наоборот, должно быть естественное освещение.
Молодые художники в Казахстане часто не выдерживают технологию, лепят краску, клеят детали – такие картины со временем трескаются. Они смешивают цинковые и свинцовые белила – получается красиво, но через годы такие картины тускнеют. Но надо сказать, атырауские художники такие ляпы допускают редко.
Из целой плеяды наших художников я отметил бы Камбарбека Аманова – он пишет на историческую тематику, Жоламана Аралбаева – у него национальные сюжеты и Рафаэля Слекенова – он рисует в авангардном стиле, в свойственной только ему манере. Он рисует не головой, а сердцем».
НИ ХВАЛЫ, НИ ХУЛЫ
12 февраля в областном музее им. Габдоллы Сланова открылась выставка картин молодого и самого титулованного (победы на республиканских конкурсах “Жигер-2000”, “Шабыт-2001”, “Тарлан-2004”) атырауского художника Рафаэля СЛЕКЕНОВА.
Наш Рафаэль – признанный в Европе художник. Выпускник АГУ имени Х. Досмухамедова, он большую часть времени проводит за границей. Вкусив их жизни, он уже умело общается с прессой, позирует для фотокамер и раздает автографы. В беседе с «АЖ» он заявил, что, по его мнению, прорывных проектов у молодых атырауских художников не предвидится: «…В изобразительном искусстве стили меняются постоянно. Я считаю, что так и должно быть. Искусство должно быть свободно от всяких “измов”. Никто не может указывать, что нам рисовать, а что нет.
Я такой же человек, как и все. Если я становлюсь нужен родственникам или друзьям и отхожу от активной работы, я расходую 50-100 граммов краски в месяц. Ну, а если твердо решил работать – краска уходит килограммами.
Прорыва у атырауских художников не может быть. И не потому, что они бесталанные – просто нет культурной среды. Наша публика мало ходит на выставки, в нашей области нет квалифицированных искусствоведов, чтобы толково похвалить или отругать, дать направление работникам нашего “цеха”. Художники предоставлены самим себе. В этом отношении мы отстаем от коллег из Астаны и Алматы.
”Клиенты”, “потребители” – это те, которые просят тебя нарисовать топор, и ты рисуешь им топор. Да, я работаю на заказы, так сказать, для поддержания штанов. Но я ведь конченый живописец. Мои картины не покупают, как вино или водку. На днях пришли ко мне домой два буржуя. Разглядывают картины и смеются, мол, так и мой сын может нарисовать. Я им указал на дверь, а они начали орать: “Ты знаешь, кто мы такие?” Кончилось тем, что они купили у меня маленькую картинку с карагачом на переднем плане. Такое бывает часто».
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина
18 февраля 2010, 00:00