Атырау, 27 декабря 20:21
 ясноВ Атырау -3
$ 515.25
€ 535.91
₽ 5.18

Заповедник под угрозой

Фото
11 681 просмотр

Image 4

В заповедной зоне Северного Каспия дочка Казмунайгаза - ТОО «КМG Systems & Services» - будет строить Пассажирский терминал. Компания планирует перевозить на судах с воздушной подушкой со СКЭБРА по мелководью сотрудников и грузы первой необходимости на Кашаган и обратно. Общественность не одобрила проект. Но общественные слушания признали состоявшимися.


ВЕРТОЛЕТЫ НЕНАДЕЖНЫ?

Слушания проводились по «Предварительной оценке воздействия на окружающую среду к ТЭО размещения пассажирского терминала на территории СКЭБР при проведении морских нефтяных операций». Проект разработало ТОО «Центр дистанционного зондирования» и ГИС «Терра». Терминал планируют пристроить к действующей Северо-Каспийской базе реагирования на нефтяные разливы (СКЭБР) в устье Урала.

В настоящее время сообщение с Кашаганом со стороны Атырау только воздушное. Грузы, люди, оборудование – все доставляется туда вертолетами. Формально считается, что идея использовать СКЭБР в качестве порта для пассажирского транспорта возникла из-за сложностей, связанных с климатическими особенностями Северного Каспия, когда вертолеты нельзя использовать при плохой погоде. При этом нарушаются сроки перевахтовки персонала и т.д. Неформально - некоторые из присутствовавших в зале предположили, что кому-то не дает покоя идея получить от использующего СКЭБР на арендных условиях НКОК еще и заказ на осуществление транспортных услуг консорциуму. Если это так, то для обслуживающего базу собственника речь может идти о контрактах на сотни миллионов тенге ежегодно. И тогда уже неважно, что неизбежные топливное загрязнение морской воды, выбросы в воздух и шум двигателей судов могут согнать с насиженных мест птицу, тюленя и рыбу, чей нерестовый путь начинается именно в этих заповедных, напомню, местах.


«ХОТИТЕ РАЗОРИТЬ РЫБАКОВ?»

Без ответов организаторов остался ряд вопросов руководителя общества эколого-правовой инициативы «Глобус» Галины ЧЕРНОВОЙ:

Image 2

- Это проект трансграничного воздействия на окружающую среду, а наша страна ратифицировала конвенцию ЭСПО, в которой сказано, что любые проекты, выходящие за границы локальной экологической системы, должны обсуждаться на международном уровне. Далее, о каком обсуждении может идти речь, когда не разработаны нормативы шумового воздействия, шумового загрязнения и вибрации в заповедной зоне, каковой является природный резерват «Акжайык»? Мы изначально не были согласны с этим проектом, даже судились с компанией «ТенизСервис» на предмет легитимности осуществления проекта СКЭБР. Тогда, напомню, было решено 111 гектаров отнять у буферной зоны заповедника, а это места, где зарождается жизнь всей экосистемы. Но все-таки там разместили СКЭБР в нарушение требований общественности, и сейчас эти нарушения продолжаются. Нормативной базы по шуму и вибрации нет, вопрос о безопасности этих судов не решен, но суда собираются эксплуатировать.

Чернова так же наступила на любимую мозоль жителей Атырау:

- Что значит ваше заявление о том, что воздействие будет оказываться «только на рыбу промыслового значения», а на занесенные в Красную книгу виды – не будет?! А за счет чего будут жить прибрежные поселки, семьи рыбаков? Там у нас девять кооперативов рыболовецких! Что они будут ловить, что вообще будет с этими рыбами, имеющими промысловое значение? Вы хотите разорить эти кооперативы рыболовецкие? Хотите получить социальный взрыв? У нас уникальный регион воспроизводства птиц, он входит в Рамсарскую конвенцию. В местах маршрута судов находится зона гнездования и линьки птиц, в том числе краснокнижных. Также здесь находятся основные транспортные коридоры, птицы летят отсюда в Африку, Индокитай, Сибирь. Если будет нанесен урон этой экосистеме, как на это посмотрит мировое сообщество? Вы декларируете свою приверженность зеленой экономике, но мы не видим, какое отношение этот проект имеет к зеленой экономике.


ИЗ СКЭБРА ОНИ НЕ УЙДУТ

Самым обсуждаемым стал вопрос размещения терминала для судов на воздушной подушке (СВП). Докладчики сообщили о продуманных ими «альтернативах» – их авторы предложили 4 варианта по присоединению терминала к СКЭБРу. Чернова назвала эти предложения «чистой воды манипуляцией»:

- Альтернатива предполагает другое расположение, а вы на одной и той же площадке хороводы водите – то с этой стороны разместим, то с этой.

Чернова предложила в качестве альтернативы другое место – на точках входа и выхода подводного трубопровода НКОК.

Это предложение прокомментировал генеральный директор ТОО «KMG Systems & Services» Шерхан СУГУРБЕКОВ:

Image 1

- В собственности нашей компании только СКЭБР и, в связи с этим, мы можем рассматривать проект только на СКЭБРе.

Очень скромная позиция для представителя «дочки» нацкомпании, имеющей прямой выход на ведомственное министерство и даже правительство, поскольку проводником правительственной политики в вопросе управления Кашаганским проектом КМГ, собственно, и является. В этих обстоятельства КМГ, если просто захочет, может вынести этот вопрос на любой уровень. Но настоящие альтернативы, судя по всему, даже не рассматривались. На поверхности лежит просто желание по-быстрому использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы. При этом заказчик и его подрядчики постоянно в том или ином контексте апеллировали к чувству глубокой ответственности, испытываемой ими перед регионом и его жителями. Это трогало и убеждало до тех пор, пока не прозвучал вопрос о том, а в чем именно эта ответственность заключается.

- Ответственность – это то, что мы добросовестно стараемся предоставлять всю информацию. Мы не подтасовали цифры, какие есть, такие и показали, - ответила заместитель генерального директора по науке разработчика предОВОС ТОО «ЦДЗ и ГИС «Терра» Наталья ОГАРЬ.

Image 3

Так же под большим вопросом периоды использования СВП, по предОВОСУ рассчитанные на круглогодичную эксплуатацию. Но если следовать казахстанскому экологическому законодательству, по большому счету на Каспии весь год нельзя эксплуатировать морские суда. Судите сами – с 1 апреля начинается нерест всех видов рыб, и в акватории Северного Каспия и на Урале до 15 июля по экологическому кодексу запрещена любая деятельность. С ноября по март на Каспии, особенно в его мелководной части, ледовый период. Ледостав – непременное условие для щенки каспийского тюленя, размножение которого происходит зимой на льдах Северного Каспия с января по март. Любая деятельность на расстоянии морской мили (это почти 2 км) от мест скопления популяции – запрещена. Остаются 3,5 месяца. Есть ли смысл в таком случае инвестировать в такой проект?

- По поводу круглогодичного использования СВП: если будет запрет на использование в период ограничения режима пользования, СВП в этот период использоваться не будут, - сказал Сугурбеков.

Но он же сообщил, что нормативы предельно допустимых уровней воздействия по шуму и вибрации в заповедной зоне на сегодня не разработаны. И разрешения, по факту, выдавать будут местные исполнительные органы по контролю за экологией.


«ВСЮ ЖИВНОСТЬ РАСПУГАЕТЕ»

Раскритикованы были и другие пункты проекта.

Директор аналитической лаборатории охраны окружающей среды Галия УМБЕТАЛИЕВА:

- У меня вопросы по фоновым исследованиям: идет превышение ПДК по фенолам в 450 раз, по фосфору – в 1000 раз. Дайте информацию по методике проведения анализов. Вопрос по донным отложениям: откуда вы взяли эти данные, т.к. по донным отложениям нет ПДК.

Специалист ТОО «ЦДЗ и ГИС «Терра» А.Байбулов ответил, что по фенолу были показаны максимальные концентрации на единичных станциях:

- Это не значит, что везде идет превышение ПДК по фенолу. В таблице приведены максимальные значения. Зафиксирован факт. На следующих этапах при проведении фоновых исследований мы можем сравнить результаты, т.к. будет проводиться отбор проб на тех же точках, что и сейчас.

Руководитель ОО «БатысЭкоКоры» Кали АУБЕКЕРОВ высказался категорически против строительства терминала.

Image 0

- Оба предлагаемых вами маршрута выхода из реки Урал пролегают в непосредственной близости от Ракушечных Шалыг. Исторически на этом месте очень большие, многотысячные колонии птиц, которые выводят потомство. Много среди них краснокнижных птиц. Я считаю, что прохождение судов на воздушной подушке вблизи данных островов также недопустимо в соответствии со статьей 257 ЭК РК (статья 257 «Ограничения режима пользования»).

Во-вторых, имеют ли вовлекаемые лаборатории все необходимые свидетельства об аккредитации? Если да, то можете показать их сейчас нам?

Вы рассказали о результатах ваших фоновых исследований. Однако, почему вы не говорите о том, что эти суда на воздушной подушке издают сильный шум. Я знаю, как очень громко работают двигатели этих судов. Громче, чем реактивные самолеты. Тем более, у вас будут большие пассажирские суда. Если эти суда будут постоянно курсировать между Кашаганом и Атырау, то я уверен, здесь не останется ни одной птицы, ни одного животного, ни одной рыбы. Не забывайте, что вы находитесь в заповедной зоне. Мало того, вы находитесь на территории природного резервата «Акжайык».

Эта ваша идея приведет к очередной экологической катастрофе. Вы этим можете уничтожить весь уникальный животный мир нашего края. Это приведет к тому, что наш Урало-Каспийский бассейн станет мертвым. Если хотите по-хорошему, то я предлагаю вам построить дорогу-эстакаду от берега до Кашагана. Технически это вполне возможно. По той эстакаде могут ездить различные автомобили: и пассажирские, и грузовые, и спецтехника. Не будет необходимости в ледоколах и других судах, которые наносят огромный ущерб природе.


«МЫ ТОЛЬКО СТРОИМ ТЕРМИНАЛ, А ШУМЕТЬ БУДЕТ НКОК»

Организаторы уверили, что все лаборатории, которые проводили анализы отобранных проб, имеют необходимую аккредитацию, и высказали готовность при необходимости предоставить копии всех документов.

- СВП использует обычный транспортный двигатель, шумы есть, мы не отрицаем, но они не так сильны. Как я уже говорил, при подготовке ОВОС мы будем изучать шумовое воздействие на животный мир, птиц и рыб.

Если после проведенных исследований контролирующие органы введут запрет на использование СВП в период нереста, в этот период мы СВП не будем использовать.

Хотелось бы уточнить, что мы строим терминал, а суда будут привлечены отдельно, компанией НКОК, т.е. суда будут не наши.

В материалах ОВОС мы будем планировать мероприятия по защите животного мира и тюленей, - ответил от ТОО «KMG Systems & Services» А.КОСПАЕВ.

Формальность таких слушаний, проводимых ради исполнения требований законодательства, давно известна. Какой в них смысл для населения этой области, если в итоге его мнение учтено не будет? Активная гражданская часть области не припомнит ни одного проекта, пусть даже заведомо вредного для экологии и здоровья, отклоненного по его воле.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА,

Фото автора

19 сентября 2016, 08:56

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.