Атырау, 3 мая 10:42
 ясноВ Атырау +21
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

По следам Алихана Бокейхана

Фото
15 839 просмотров

Image 0

Когда меня пригласили принять участие в экспедиции «По следам Алихана БОКЕЙХАНА», приуроченной к 150-летию со дня рождения казахского национального лидера начала ХХ века, основателя и главы автономии Алаш (1917-1920), послужившей фундаментом современного Казахстана, я долго сомневалась. Наряду с бытовыми проблемами был и страх: смогу ли я осилить это, ведь маршрут предстоял нешуточный. Сейчас, когда я уже вернулась домой, я счастлива, что мне довелось участвовать в этом проекте, организованном Казахским Географическим обществом.

МОГИЛА ПОД ДЕРЕВОМ

До первого пункта мы доехали к вечеру. Актогай – это село в Карагандинской области, административный центр Актогайского района. Мы очень торопились, потому что планировали попасть на семейное кладбище Талдыбейит, которое находится неподалеку от села, до захода солнца.

Image 8

На фото: Тунгышбай Мукан

В Актогае нас уже ждала делегация во главе с директором Актогайского археолого-этнографического музея Табариком ЖАРМАГАМБЕТОВЫМ и почетным жителем Тунгышбаем МУКАНОМ, который и стал нашим главным гидом. Надо отдать им должное – люди в регионах намного приветливей и гостеприимней, чем урбанизированные казахи. Несмотря на то что мы были очень уставшими, было решено ехать в Талдыбейит. Это семейное кладбище, где похоронены родители Алихана и другие чингизиды, потомки хана Среднего жуза Бокея. На каждом могильном камне расписана генеалогия покоящегося, которая восходит корнями к Чингисхану.

На могиле отца Алихана Нурмухамеда растет огромное дерево. Как писал внучатый племянник Алихана Сырым БОКЕЙХАНОВ, Алихан Бокейхан привез саженцы бразильского дерева и посадил возле могилы. И вот уже больше ста лет они растут здесь. Это дерево стало священным для потомков Бокейхана.

Image 17

Отсюда и название кладбища – Талдыбейит («могила под деревом»).

После этого здесь стали хоронить выходцев из рода торе. Мать Алихана Бегимхан, отошедшая в мир иной в 1918 г., также похоронена под деревом, но чуть ниже своего мужа, так как по степным законам супругов не хоронили вместе. Мы пытались прочитать эпитафию, выполненную арабской графикой. Она частично стерлась и совершенно выцвела, так что расшифровывать ее приходилось наощупь. Мозаика из слов и дат сложилась в одну картину лишь по возвращении из экспедиции, когда я заглянула в книгу Сырыма Бокейханова. На могильном камне Бегимхан написано следующее:

Жетім менен жесірдің

Жел жағында панасы,

Ық жағында қаласы,

Тоңғанға болған тон,

Шөлдегенге болған сусын.

(«Была прибежищем для сирот и вдов, защищала от ветра, обогревала, когда они мерзли, когда мучила жажда, была ты для них напитком».)

Image 5

Как пишет видный алашевед и биограф Алихана Бокейхана Султан-Хан ЖУСИП, Бегимхан была благородной женщиной. Имела хорошее образование и была искусной рукодельницей. Она владела арабской грамотой, что по тем временам было редкостью, так как казахи предпочитали не отдавать своих дочерей в образовательные учреждения. Бегимхан бесплатно обучала сирот из своего аула грамоте. Наверное, столь благородные качества она унаследовала от своих предков. Бегимхан была из рода тобыкты и восходила корнями к известному Мамай батыру. Кстати, мать Шакарима КУДАЙБЕРДЫУЛЫ Бошантай (имя, данное при рождении – Толебике) и Бегимхан были родными сестрами. У Нурмухамеда и Бегимхан было шестеро детей: Алихан, Азихан, дочь Нурбек, Таттихан, Смахан, Базылхан.

Алихан Бокейхан был расстрелян в 1937 году в Бутырской тюрьме в Москве. Его останки лежат в братской могиле на Донском кладбище, поэтому здесь, на семейном кладбище, установлен кенотаф, с указанием имени и даты смерти известного алашординца и то, каким по счету потомком Чингизхана он был.

Image 14

Прочитав молитвы за души умерших, наша экспедиция во главе с профессором, алашеведом Айгуль ИСМАКОВОЙ собрала горсть земли с могилы отца Алихана. Эту колбу мы запечатали и провезли с собой через весь наш долгий путь, о котором пойдет речь в следующих публикациях. Мы везли эту горсть родной для Алихана земли в Москву, на Донское кладбище. Согласно традициям, чтобы взять горсть земли с могилы, необходимо либо присутствие родных, либо их разрешение. Так как потомки Алихана живут в Москве, мы взяли разрешение у родственников по телефону. После этого мы поехали на место, где располагалась родовая зимовка семьи Алихана. Это место называется зимовка Жекежал у подножия гор Желтау.

ДЕТСТВО В ЖЕКЕЖАЛЕ

Image 15

Дед Алихана Мырзатай и его брат Рустем обосновались в местности Сарым, что на берегу реки Токырауын, в 1858 г. Рустем и Мырзатай договорились с владельцем тех мест Сарымом Шонбаем, что помогут ему стать волостным правителем, если он выделит им земли. В результате договоренности в их владение перешли местности под названием Желтау, Токырауын, Актумсык, Аяк-Сарытерек, Кызылашык. Зимовки Рустема находились в местности под названием Караунгир в Желтау, сам он похоронен в Аяк-Сарытереке. До могилы Рустема мы уже не доехали, так как стало смеркаться.

Алихан родился 5 марта 1866 года. Отца его Нурмухамеда в народе звали Муканторе. Как пишет Сырым Бокейханов в своей книге «Өткен күнде белгі бар», Алихан не разговаривал до 6 лет. Один из его друзей Нуржан ШОНУЛЫ, позже ставший поэтом, вспоминал, что Алихан отлично играл в асыки, но если обыгрывал своих ровесников, то возвращал все асыки проигравшему. Был независимого характера и частенько дрался с мальчиками, которые были старше его. Не любил капризных и избалованных детей. Во время перекочевки ездил на верблюдах, помогал вдовам, женщинам с детьми грузить домашнюю утварь на верблюда, да и вообще с удовольствием занимался работой с домашней скотиной. Копал колодцы, когда кочевка останавливалась. Частенько выезжал на выпас скота и пропадал там целыми днями, давая возможность чабанам выспаться. В такие дни его навещали мать или отец. Когда посторонние спрашивали: «Мына кісі кім?», он в шутку отвечал: «Кісікім». Дело в том, что Алихан воспитывался у своего деда Мырзатая, а отца своего воспринимал как брата. Так часто бывает, когда старшие дети растут у бабушки с дедушкой. Об этом написал Султан-Хан Жусип в своей монографии «Алихан Букейхан. Творец истории», основываясь на воспоминаниях младшего брата Алихана Смаханторе. Так и повелось, что Алихан звал своего отца «Кесекем». А маму он называл «Бежекем». Дед Алихана Мырзатай пережил своего сына Нурмухамеда на 10 лет.

Image 10

Смаханторе

Отец Алихана был грамотным человеком, увлекался охотой, занимался скотоводством и земледелием на родовых землях, имел даже мельницу. Нурмухамед не жалел средств на образование своих детей. Как писал Смаханторе о своем легендарном старшем брате в воспоминаниях, Алихан любил выезжать с отцом на охоту. Когда Алихан достаточно подрос и окреп, отец устроил его в медресе муллы Зарифа в Каркаралы. Выучившись казахской грамоте в медресе, Алихан самостоятельно поступил в каркаралинскую начальную четырёхклассную русско-казахскую школу, живя в первое время у знакомого отца – местного купца Халиоллы БЕКМЕТОВА. Но вскоре он – снова самостоятельно – перешел в пансионат. В целом в Каркаралы Алихан пробыл до 1886 г., отучившись последовательно в медресе, начальной школе и ремесленном училище, получив свою первую профессию: «сапожных дел мастер». Но подробней о каркаралинском периоде речь пойдет в следующей статье.

Image 16

У подножия горы Желтау установлена доска, на которой написано, что памятник находится под защитой государства. Очень много интересного рассказал Тунгышбай Мукан, бывший директор Актогайского краеведческого музея, а ныне – почетный гражданин Актогая. Он показал нам место, на котором вплоть до 1939 г. функционировала начальная школа. Сейчас там только развалины этих строений.

ОН ПРЕДВИДЕЛ ГОЛОДОМОР

Чуть поодаль находится место, которое называется Қарауылдың қаратасы. Это небольшой выступ, издалека напоминающий трон. Народная молва донесла историю о том, что Алихан любил проводить время на этом месте. 10 октября 1922 г., когда за Алиханом пришли из ОГПУ, его застали сидящим на этом камне. Тогда он будто знал, что больше не сможет приехать на родину, и попросил дать ему три дня. За эти три дня он собрал всех своих родственников и наказал им заняться сельским хозяйством, перестать надеяться только на скотоводство. Он уже знал, что предстоит насильственная коллективизация, и хотел предупредить своих земляков о необходимости поиска других источников пропитания…

На обратной дороге мы заехали на могилу батыра Сенгирбая из рода тама, который во времена Абылайхана погиб в сражении, и был здесь похоронен.

СЕСТРА «ВРАГА НАРОДА»

Image 1

На фото: Айсауле апай

Администрация села организовала нам отличный ужин и хороший прием. На второй день пребывания мы встретились с дочерью Смаханаторе – брата Алихана. Айсауле апай, которую все называют Айеш апай, очень похожа на своего дядю. Она приехала в Актогай специально, чтобы встретиться с нами. Ее сопровождали дочь Гайния ТАЖИНА и потомки Рустема, старшего брата Мырзатая.

Айеш апай очень волновалась, когда рассказывала о своей семье. Из детских воспоминаний: каждое утро ее отец, Смаханторе, завтракал, одевался и ждал, когда за ним приедут люди на черной машине в строгих костюмах. Как оказалось, его каждое утро увозили на допросы, а вечером привозили обратно. Родственники Алихана сполна ощутили на себе, что это такое – быть родными «врага народа». Некоторые из них изменили фамилии, многим пришлось уехать с насиженных мест, а семье Смаханаторе приходилось постоянно переезжать. На одном месте задерживаться они не имели права...

Сама Айеш апай рассказывала, как ее не принимали ни в партию, ни на работу. Такова была судьба потомков «врагов народа».

К обеду наша экспедиция выехала в Караганду, где нас ждали в Карагандинском университете им. Букетова, а к вечеру мы должны были быть уже в Каркаралы, куда Алихан уехал в семилетнем возрасте получать образование…

Image 17

(Продолжение следует)

Айжан ХАМИТ, собкор «АЖ»

Фото автора

1 августа 2016, 14:55

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz