…Задумалась над понятием «цикличность в истории». Захотелось понять, почему история рода людского имеет определенную цикличность, а какие-то события и вовсе повторяются с завидным постоянством. Определенный цикл развития человечества имеет логичный конец – искупление. На такие мысли натолкнуло меня посещение пантеона в Тбилиси.
Удивительна и история этого места, а поскольку слово «пантеон» на данный момент на слуху у казахстанцев, хотелось бы написать пару слов об этом. Надо отметить, что вопрос о постройке усыпальницы великих людей в нашей стране обсуждается не в первый раз.
В 1966 г., после того как была произведена раскопка могилы прославленного казахского поэта Махамбета, в обществе поднимался вопрос постройки пантеона в Казахстане. Тогда могилу вскрыли для того, чтобы воссоздать его образ. С этой целью останки поэта увезли в столицу. Чем это закончилось? Останки Махамбета пролежали 17 лет в коробке. На балконе. Повторное захоронение было произведено в 1983 г. Затянули с повторными похоронами вроде как из-за того, что ЦК планировал строить пантеон, в котором собирались перезахоронить Махамбета, Курмангазы и других. Усыпальницу так и не построили…
Но вернемся к грузинскому пантеону.
После батумских проливных дождей, которые лили в последние дни, попасть в жаркий Тбилиси было приятно. В это поездку я пренебрегла посещением популярных туристических мест и поехала смотреть усыпальницу. Надо сказать, что в городе есть два пантеона. Один на горе Мтацминда, второй – Дидубийский пантеон, где захоронены не такие известные личности, как в первом.
Времени хватило только на первый.
На входе висит скромная вывеска «Мтацминда, пантеон писателей и общественных деятелей». Мои ожидания увидеть что-то вроде усыпальницы Ататюрка Аныткабыр в Анкаре не оправдались.
Это был выходной день, поэтому на вершине горы было огромное количество свадебных кортежей. Моя проводница Тина Церетели – доктор филологических наук. Это была большая удача, что она согласилась сопровождать меня в тот день. Она и рассказала, что посетить пантеон в день свадьбы – обязательное условие, так как этим они отдают дань тем людям, которые нашли свое последнее пристанище у церкви Святого Давида на горе Мтацминда. Потому как там погребены люди, повлиявшие на сознание грузинской нации, духовные лидеры, писатели, ученые, артисты, режиссеры и общественные деятели Грузии. Это небольшое по площади место, и могилы расположены хаотично, что лишний раз подтверждает тот факт, что место изначально не предназначалось под пантеон. А началось все с гибели Александра Грибоедова, который вместе со своей женой Ниной похоронен в гроте под церковью. Сам пантеон официально был открыт в 1929 г., это событие было приурочено к 100-летию со дня гибели Грибоедова.
Со временем многие общественные деятели, писатели, лидеры освободительных движений были перезахоронены в пантеоне.
Чем больше я слушала свою эрудированную собеседницу, тем больше я проникалась уважением как к самой грузинской нации, так и к истории этой страны. У могилы первого президента Грузии Звиада Гамсахурдии – свежие цветы. Согласно официальной версии, он покончил жизнь самоубийством. Двумя выстрелами в затылок.
На самом почетном месте расположена могила поэта, публициста, борца за национальную независимость Ильи Чавчавадзе. В народе его называют «отцом отечества». Илья Чавчавадзе был убит в 1907 г., и хотя официальная версия гласит, что он был застрелен бандитами, современные исследователи считают, что за убийством стояли большевики. В то время шла ожесточенная борьба между теми, кто ратовал за национальные интересы, и большевиками во главе с Филиппом Махарадзе. Вот на этом моменте стоило бы остановиться подробнее. Филипп Махарадзе – советский общественный деятель, занимал должности наркома земледелия, председателя Совета народных комиссаров, председателя ЦИК, ревкома и т. д. Одним словом, крупная фигура в истории советской Грузии.
Удивительно, что поначалу самого Махарадзе похоронили в том же самом пантеоне, что и Илью Чавчавадзе. Это мне напомнило тот факт, что Алихан Бокейханов лежит в одной братской могиле с Левоном Мирзояном…
Палачи и жертвы. Да, история иронична и циклична…
Филиппа Махарадзе в 80-х годах перезахоронили на другом кладбище Тбилиси. А вместе с ним перезахоронили останки других большевистских деятелей Михи Цхакаи и Силибристо Тодрии. Первый был председателем Всегрузинского ЦИК, а второй – председателем Тбилисского ревкома.
Местные рассказывают, что случилось это потому, что гробы с останками советских деятелей постоянно выкапывали неизвестные люди. Выкапывали и гроб оставляли рядом с могилой. Работникам приходилось закапывать останки, но история с выкапыванием повторялась снова и снова. В итоге пришлось их перезахоронить на других кладбищах. Тина подчеркнула, что этот факт не афишировали, так как это был средневековый обычай, да и крайние меры в обществе не приветствовали. Но это был немой посыл: «Вы не достойны здесь лежать». Грузины верят, что человек после смерти обретает покой в земле. При условии, что он был Человеком.
А если нет, то и земля его не примет.
На эту тему, если помните, был снят фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе. Сюжет фильма разворачивается вокруг истории крупного советского деятеля, который при жизни репрессировал очень многих людей. После смерти его гроб трижды выкапывала женщина, мать и отец которой были загублены в тюрьмах по приказу этого человека. На суде она сказала: «Три раза выкопала, еще триста раз выкопаю». Кстати говоря, вопрос о перезахоронении матери Сталина также поднимался в правительстве, но все-таки вердикт был: «Мать не несет ответственности за своего сына». Когда в 1937 г. умерла мать, Сталин не приехал на похороны, потому что был занят «делом военных». Кеке хоронил весь НКВД Грузии. Позади довольно большого памятника матери Сталина расположен кенотаф художника Нико Пиросмани, история любви которого легла в основу песни «Миллион алых роз». Кенотаф – это надгробный камень на месте, где нет останков покойного. Нико Пиросмани жил в нищете, а после его смерти никто уже не смог указать, где похоронен художник.
Вообще роскошь как таковая была не характерна для грузинских правителей, потому как не существовало такого понятия как «дворец царя». Наверное, поэтому могильные плиты царей расположены в полу церквей. Большинство похоронены в храме Светицховели в городе Мцхета. К примеру, могила одной из знаковых личностей в истории Грузии, царя Давида Строителя находится в Гелатском монастыре в городе Кутаиси. Каждый вошедший может наступить на могильный камень царя. По преданию, он хотел, чтобы «каждый наступил на его сердце». Так он раскаивался за свою гордыню.
Это меня поразило. Поразило то, что из могил в Грузии не делают места поклонения, не строят огромные мавзолеи, а скромно хоронят под ногами людей. Даже по прошествии какого-то времени здесь могут дать смелую оценку поступкам человека, совершённым при жизни, и просто перезахоронить его. Как бы обращаясь к последующим поколениям: живите достойно, народ вас занес в пантеон, он же вас и вынесет... Вопрос нескольких десятков лет.
Айжан ХАМИТ, собкор «АЖ»
Фото автора