Пока правоохранительные органы Атырауской области не дают сведений о количестве задержанных 21 мая граждан и об их судьбе. Впрочем, законность действий сил правопорядка, моральный и психологический ущерб, нанесенный этим людям, не нарушившим ни одной статьи закона, - это вопросы, интересующие только самих задержанных и их родственников. Тот факт, что закон не был никем нарушен, подтвердил на брифинге председатель комитета административной полиции МВД РК Игорь ЛЕПЕХА, заявивший, что 21 мая "митингов несанкционированных в стране не было, конфликтов с полицией не было, нарушений общественного порядка не допущено". Ему стоило бы добавить, что никто и не собирался нарушать общественный порядок. Ведь нет ничего проще, чем из кустов кинуть камень в фонарь или витрину и убежать, однако ни в двухмиллионной южной столице, ни в двухсоттысячном Атырау не нашлось ни одного желающего раскачать лодку и разжечь какой-то там «майдан».
Возможно, информация о количестве задержанных подсчитывается и обрабатывается так же тщательно, как и голоса избирателей на выборах. Властям, видимо, важно знать, сколько в действительности граждан не согласно с поправками в Земельный кодекс, дающими право иностранным компаниям и СП покупать и арендовать пашню, сенокосы и пастбища на долгий срок. При этом они понимают, что даже гражданин, которого скрутили, затолкали в автобус и увезли в ДВД только за то, что он проходил мимо площади или шел гулять в парк Победы, теперь-то точно будет против поправок. Так что можно быть уверенными, что никто там не занимается отсевом случайно попавшихся под руку сторонников продажи земли (уже бывших). Возможно, работа идет над приведением данных о количестве фактически задержанных в соответствие со спущенной сверху разнарядкой. Ведь одно дело, когда против поправок в Атырау «голосуют», скажем, 34 человека, и совсем другое – когда 27. Тут речь идет об очень важных тысячных долях процента «голосующих» против поправок, особенно в таком «протестном» регионе как Атырауская область. Подождем до понедельника.
Пока можно констатировать, что в Казахстане изобретен новый вид социологического опроса населения по важнейшим общественным проблемам, который в будущем может заменить такие устаревшие формы волеизъявления народа, как, например, референдум. Например, объявляется, что митинг, назначенный в таком-то месте, на такое-то время и посвященный, скажем, теме передачи всех средств Пенсионного фонда на строительство в каждом городе страны пантеона умерших местных олигархов, является незаконным. Затем ставится оцепление, по периметру - автобусы для задерживаемых граждан. Противники передачи пенсионных денег на проект подходят к оцеплению и добровольно, в сопровождении полиции заходят в автобусы, где у них снимают отпечатки пальцев и они ставят галочки напротив пункта «против». Более искреннего волеизъявления не придумать.
Редакция "Ак Жайыка"