Атырау, 26 апреля 22:31
 ясноВ Атырау +18
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Китайцы добились переноса. А мы - немы?

12 317 просмотров
Китайцы добились переноса. А мы - немы?Успехи жителей китайского г. Сямынь в борьбе за собственные жизни, добившихся переноса вредного производства, вдохновили атыраусцев. С момента выхода прошлого номера «АЖ» со статьей «”Синопек” решил сэкономить на нашей жизни?» и её появления на нашем сайте www.azh.kz народ (по крайней мере, многочисленные пользователи сайта, их знакомые, знакомые их знакомых) покой потерял. В доказательство – лишь некоторые из сотни комментариев, оставленных на сайте «АЖ». И ещё письма на электронный адрес газеты, а также массовая рассылка требований по корпоративным адресам столичных “нефтяников”, организованная неравнодушными.
В итоге имеем поддержку 10 атырауских, 2 шымкентских, 1 астанинского, 1 актауского НПО и сотен граждан, готовых хоть завтра выйти на митинг за перенос строительства комплекса по производству ароматических углеводородов за черту города. Особенно тронул почин Адильбека С., работника одной из нефтяных компаний, разославшего обращение атырауских НПО по двум десяткам адресов.
По мнению руководителя НПО «Арлан» Макса БОКАЕВА, если уж жители города Сямынь – граждане не самого демократичного государства – смогли добиться переноса вредного производства, то нам, собирающимся председательствовать в ОБСЕ, сам Бог велел слегка поволноваться.
«В принципе это реально, – считает Макс. – Статьи 13 и 14 Экологического кодекса РК позволяют гражданам требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически опасных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Есть еще Орхусская Конвенция, ратифицированная в РК и являющаяся поэтому частью нашего законодательства. Там чётко прописаны процедуры доступа к информации, участия в принятии решений, касающихся охраны здоровья людей, и возможности по защите экологических прав в суде.
По проекту предполагается производить 133 тысячи тонн бензола и 495 тысяч тонн параксилола в год, в день получается 364 и 1356 тонн соответственно, и все эти яды будут хранить некоторое время на территории АНПЗ. Даже если допустить безаварийную транспортировку, то испарения, разливы, выбросы неизбежны.
Конечно, перенос месторасположения повлечёт удорожание проекта, но расплачиваться за кредит будут нефтью, а её у нас много, не важно, на полмиллиарда больше или на полмиллиарда меньше продадим – в данном случае сохранение нашего здоровья дороже».
Ранее нами уже упоминалось, что китайская компания «Синопек Инжиниринг», ставшая генеральным подрядчиком в проекте реконструкции АНПЗ, будет использовать технологии «ParamaX BTX» компании «Axens» (Франция). Проект реконструкции предприятия предусматривает создание установки каталитического риформинга, включающей в себя блок экстрактивной дистилляции с выделением бензола, а также строительство комплекса по производству ароматических углеводородов, в который войдут: установка выделения параксилола, установка изомеризации ксилолов, установка трансалкилирования толуола, объекты общезаводского хозяйства.
На сайте компании «Axens» выложена принципиальная схема комплекса по производству ароматики. В Атырау, по всей видимости, планируют строить в соответствии с этой схемой.

Китайцы добились переноса. А мы - немы?
naphtha – сырая нефть, paraxylene – параксилол, benzene – бензол, heavy aromatics – тяжелые ароматические углеводороды

То есть на входе – сырая нефть, на выходе – продукты переработки.

По утверждению знакомого инженера-технолога, вероятно, дешевизна атырауского проекта связана с тем, что будет использоваться существующая инфраструктура АНПЗ и бывшего химзавода – железнодорожные пути, энергоблок, нефтетанки и прочее. Плюс – и это уже из области догадок – экономия расходов на наше здоровье: экологическая защита, дорогостоящие автоматические системы контроля над производственными процессами, углубленное обучение и переподготовка персонала, внедрение дорогостоящих систем техники безопасности и др.
На сайте компании «Axens» есть также специальный раздел Manufac-turing Quick wins, что можно перевести как «выработка мер, направленных на получение быстрых результатов». Таким образом, компания не скрывает, что она готова «предотвратить потерю денег» клиентов посредством индивидуального подхода к каждому проекту. Не правда ли, звучит заманчиво для тех, кто хочет сэкономить на здоровье местного населения.
Согласно их экологической страничке www.axens.net/html-gb/about/environmentVA.php, они заботятся о чистоте окружающей среды, но ни слова не написано про вредные производства ароматических углеводородов.
А ещё на сайте французской компании «Axens» вывешен пресс-релиз, датируемый ещё 5 января 2009 года(!), в котором говорится, что Торговый дом «КазМунайГаз» выбрал их технологию строительства комплекса по производству ароматических углеводородов. Но в пресс-релизе не упоминаются ни японская «Марубени», ни китайская «Синопек», ни какая-либо другая компания-подрядчик. Хотя, как сообщил управляющий директор по переработке и маркетингу АО «НК «КазМунайГаз» Данияр ТИЕСОВ, выбор подрядчика по данному проекту занял около двух лет. Подписание контракта, как вы помните, состоялось 29 октября 2009 года. Выходит, что и «Марубени корпорейшн», и «Синопек Инжиниринг», вышедшие в финал тендера, проектировали завод по одной и той же французской технологии? У японцев получилось 3,4 миллиарда долларов, у китайцев – 1 миллиард 40 млн долларов.
Это все равно что китайские ботинки, сшитые по итальянскому дизайну, которые можно купить за 1 тысячу тенге на базаре. Носишь месяц – выбрасываешь. Зато каждый месяц новая обувь! Но завод не ботинки, в мусор не выбросишь.
По словам Макса Бокаева, в данный момент готовится судебный иск с целью добиться пересмотра условий контракта с компанией «Синопек Инжиниринг». Весомость иска обеспечат подписи неравнодушных горожан. Обращение, опубликованное ниже, необходимо лишь подписать и принести в пункты приема объявлений и рекламы «Ак Жайыка» до 15 декабря 2009 года по одному из указанных адресов: пр. Азаттык, 21 или Жарбосынова, 5 (район старого горпарка). С вопросами можно обращаться непосредственно к Максу Бокаеву по телефону 8 705 441 32 38 или писать на e-mail: max.bokaev@gmail.com, tazaatyrau@gmail.com.
И ещё. Я искренне верила, что хотя бы один депутат городского или областного маслихата позвонит в редакцию и поддержит порыв общественности. Жду до сих пор. Хотя у каждого в предвыборной программе экологический козырь был одним из самых важных. Так что to be continued.
Подготовила Виктория ЛИ

Комментарий с сайта azh.kz
Я работаю на тенгизском заводе, который переработкой нефти на составляющие не занимается. Согласен с комментарием о том, что, скорее всего, будет использоваться существующая схема АНПЗ, подлатают для новых целей – и вперед. Конечно, налицо финансовая выгода. Но тогда увеличивается вероятность технологических инцидентов с вытекающими последствиями. Объясню. На нашем новом заводе оборудование новое, и тем не менее случаются утечки различного характера. Одна из причин – останов оборудования и повторный его пуск. При останове падают температура и давление, при пуске обратный процесс – конструкции «играют». Поэтому нежелательно лишний раз останавливать оборудование. Так вот, если конкретный завод, спроектированный под определенный режим работы, может допускать некорректную работу, чего же можно ожидать от переделанного завода (АНПЗ), который раньше работал в одном режиме, потом, после модернизации, станет работать в другом? Следует учитывать ещё износ оборудования, усталость, помноженные на нашу безалаберность. Это во много раз увеличивает опасность.
Я считаю, что должен ставиться вопрос не о том, насколько вероятна авария, а о категоричном недопущении строительства. На карту ставится здоровье людей. Утечки всё равно будут, это я точно знаю. Не бывает экологически чистых заводов.


Президенту РК Н. Назарбаеву
Премьер-министру РК К. Масимову
Министру МООС Н. Ашимову
В конце октября ТОО “АНПЗ” и китайская компания “Синопек Инжиниринг” подписали договор о строительстве установок по производству бензола и параксилола – 133 тысячи тонн и 495 тысяч тонн в год соответственно.
Мы за развитие отечественной нефтехимии. Мы за привлечение инвестиций и за сотрудничество с иностранным бизнесом, в том числе и с китайским. Но любое крупнотоннажное производство бензола и параксилола – высокотоксичных канцерогенов – потенциально опасно для жизни и здоровья людей.
Мы не утверждаем, что строительство завода по производству канцерогенов в городской черте является умышленным пренебрежением здоровьем и жизнями людей и тем более преступной халатностью.
Скорее, имеет место стремление чиновников национальных компаний, превратно толкующих национальные интересы, сэкономить ресурсы. Выбранная ими тактика - не что иное, как рачительность скупцов. Из-за отсутствия государственного подхода в их действиях потенциальный вред гражданам РК будет гораздо большим, чем сэкономленные средства и полученные выгоды от проекта.
Руководство АНПЗ утверждает, что бензол и параксилол будут служить сырьем для нефтехимического комплекса на Карабатане и завода по производству пластмассы в Актау.
Элементарная логика подсказывает, что в таком случае запланированный комплекс лучше строить рядом с п. Карабатан. Там достаточно свободного места, есть железнодорожное сообщение, главный потребитель ароматических углеводородов будет расположен рядом и главное – постоянное население практически отсутствует.
Сомнения в целесообразности размещения данного производства на территории АНПЗ усиливаются в свете того, что бизнесмены, осуществлявшие подобный проект, под давлением жителей г. Сямынь, КНР, перенесли производство за восемьдесят километров от центра города, несмотря на увеличение стоимости проекта на шестьсот миллионов долларов.
Мы настаиваем на том, что производство ароматических углеводородов должно находиться на расстоянии не менее чем сорок – пятьдесят километров от Атырау.
Необходимо отметить, что аварийные ситуации на АНПЗ – явления нередкие. Три месяца назад взрыв и пожар на АНПЗ повлекли смерть одного и ранения двух работников завода – и это несмотря на многомиллиардные инвестиции в реконструкцию завода.
Страшно подумать, к чему могут привести выбросы вышеназванных канцерогенов в атмосферу в результате всего лишь одной аварии и какие последствия могут быть у десятков тысяч горожан, проживающих в непосредственной близости от АНПЗ.
Длительное воздействие микровыбросов бензола и параксилола по истечении нескольких лет также будет провоцировать хронические болезни.
Запуск этого проекта еще больше повысит уровень онкологических, легочных и других заболеваний, по которым Атырау находится в числе «лидирующих» регионов на протяжении десятилетий.
Учитывая вышеизложенное, призываем вас срочно вмешаться и добиться переноса вредного производства.


Ф.И.О.______________________________________________ (подпись) Дата
2 декабря 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz