Атырау, 13 января 00:22
 облачноВ Атырау -2
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Мастера из Курмангазы

Фото
7 352 просмотра

В прошлые выходные у меня появилась возможность съездить на свою родину в Курмангазинский район. Не зря съездила, фотоаппарат пополнился снимками, а блокнот записями. Удивительные там люди.

МАСТЕР ПО ДЕРЕВУ ТАЛГАТ

30-летний Талгат ЖУМАЛИЕВ живет в райцентре, в селе Ганюшкино. Он мастер по дереву. Уже перед дверьми в мастерскую пахнет крепким ароматом свежей древесины. В центре – станок, вдоль стен – оструганные доски.

Мой отец тоже занимался деревом. Я с малых лет наблюдал за ним и научился всем тонкостям этого ремесла. И дед мой тоже был мастером по дереву. У нас в роду дело передаётся от отца к сыну, – рассказывает Талгат.

Пиломатериалы он привозит из Астрахани. Изготавливает столы и стулья, сундуки, вырезает пиалы (кесе), половники и большие блюда. За материалом для посуды Талгату не надо ехать в Астрахань – у реки Кигач в селе Сафоновка он собирает упавшие деревья в прибрежной роще.

Чаще всего для посуды использую ясень, тополь и обычный карагач. Ясень и тополь очень крепкие, а карагач твердый, в общем, у каждого свои свойства. Работа с деревом непростое дело, сам процесс требует большого терпения. У меня не раз бывало, что в ходе изготовления посуда трескалась, и тогда я начинал всё сначала.

Как объяснил Талгат, при помощи деревообрабатывающего станка он создает емкость, потом шлифует, наносит узоры, затем смазывает и коптит козьим и конским жиром. Такую посуду можно использовать для пищи. А если это предмет интерьера, то вместо жира красит морилкой и лаком.

Вместе с Талгатом работают его отец и дядя. Так что своим ремеслом кормят всю семью.

Молодой мастер является лауреатом многих конкурсов и фестивалей. В прошлом году, к примеру, занял первое место на областном конкурсе «Халық өнері – асыл қазына» – жюри было впечатлено его шкатулками, рамками для фотографий, журнальным столиком, сундуком, колыбелью, блюдом для бешбармака.

Но одной мастерской дело не ограничивается. Талгат уже четыре года работает в районном историко-краеведческом музее. Привлекает туда детей, которых старается научить тому, что знает о ремёслах.

...Ещё только начиная свой бизнес, он хотел получить государственный грант. Но вот как-то не смог пройти комиссию. Тогда открыл мастерскую сам.



ТКАЧИХА НАДЯ АПА

Алаша – кошмы, ковры ручной работы из разноцветных шерстяных нитей – предмет, без которого раньше невозможно было представить себе быт казахов. Сейчас уже не совсем так, но вот в моём детстве, я вспоминаю, алаша были в каждом доме. И нам было интересно, как наши бабушки их ткут. Помню, в сарае моей бабушки стоял станок для ткания алаша. Она была мастерицей этого дела. А мы, дети, играя, путали приготовленные нити, и за это нас ругали. Также в памяти сохранилось, как бабушка красила нити в казане.

Одна из тех немногих, кто не даёт исчезнуть этому древнему народному искусству, – жительница поселка Акколь Надя ЖАМЕЛОВА. В своё время она закончила Карагандинский индустриально-педагогический техникум, работала учебным мастером, строительным техником, а последние 34 года ведет уроки технологии (раньше это называлось «уроки труда») в поселковой школе. На нашу встречу она привезла в школу свой ткацкий станок. Он не такой большой, какие были у наших бабушек, зато удобный для того, чтобы носить его между домом и школой. Его она и использует на уроках.

Ткать алаша, валять войлок, шить, вязать и лоскутной технике шитья меня научила моя мама. Первые свои алаша я изготовила ещё в пятом классе, а потом, когда была студенткой, в летние каникулы ткала их и продавала, зарабатывая себе на разные нужды, рассказывает Надя апа, устанавливая станок.

Её кабинет в школе похож на мастерскую: всё в нём – текеметы на стенах, подушки, одежда и даже шторы на окнах – сделано Надей апа и её ученицами.

Я включила в учебную программу 10-го класса народное творчество. Учу девочек всем тонкостям рукоделия, хочу, чтобы они осваивали наше исконное ремесло, – продолжает моя собеседница.

Она не ленится рассказывать девочкам на уроках, что для алаша сначала отбирают овечью или верблюжью шерсть, потом делают пряжу и сматывают её в клубок. Затем нити красят, высушивают, и вот только тогда они готовы к использованию.

Создание узоров – целая математика, я обычно использую «алма теру», «жапырақ теру», «жүз теру», «түркімен теру» и «кілем теру». И вот, например, «Жүз теру» легкий вид узора, а «кілем теру» требует особого терпения. Сейчас он почти не используется, хочу возродить это.

Интересно было узнать от мастерицы, как всё это делается. Ткацкий станок для алаша состоит из треноги, деревянного ножа для уплотнения, деревянного своеобразного крючка для создания узоров. После «монтажа» станка нити растягиваются, и начинается сам процесс. Сначала ткут отдельные полотна, которые затем сшиваются, и получается целый ковёр – алаша. По словам Нади, на создание одного изделия у неё уходит около десяти дней. А ещё она умеет делать текемет – войлочный ковёр с узором.

Для текемета я крашу шерсть в белый и чёрный цвета. Шерсть разного цвета валяю по отдельности, получаются кошмы, затем накладываю одну на другую. Дальше делаю орнаменты, а края расшиваю каймой, – делится мастерица Надя.

Надя апа - лауреат многих областных и республиканских конкурсов, первое место она никому не уступает.

Вот такие люди живут на моей родине.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото автора

24 марта 2016, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.