11 февраля в Атырау открылась выставка известной алматинской художницы-иллюстратора и блогера Ансаган МУСТАФЫ. Её работы можно посмотреть до 20 февраля в ТРЦ «Тамаша». Мы решили воспользоваться приездом художницы и поговорили с ней.
– Ансаган, мы знаем, что вы уроженка села Миялы Атырауской области. Часто бываете на родине?
– Мои родители познакомились в Алматы и поженились там. Своего супруга я тоже встретила там. А вот родилась я действительно в Миялы. Перед самыми родами моя мама захотела уехать из Алматы в село и родить в знакомой ей больнице. Когда мне исполнилось 40 дней, меня привезли в Алматы. Миялы – одно из самых чудесных мест на земле. У нас во дворе росли высокие деревья, мы, дети, играли в их тени. За домом было озеро, там плавали гуси. Гусята в окружении взрослых гусей щипали травку на берегу, и, когда мы проходили мимо, гусаки гнались за нами и больно кусали за пятки... В мамино родное село я приезжала погостить к родственникам. А теперь они перебрались в Атырау.
– Насколько я знаю, ваше увлечение искусством связано со случаем, который произошел с вами в детстве.
– Да, был такой случай. В третьем классе родители постригли меня под мальчика. Одноклассникам показалось это очень смешным, а я так обиделась, что отказалась ходить в эту школу. Родителям пришлось перевести меня в художественную школу с казахским языком обучения, которая была недалеко от дома. Вот так случай раскрыл во мне склонность к художественному творчеству.
– В одном из интервью вы сказали, что ваш отец приучил вас каждые полчаса менять занятие. Что это за педагогический приём?
– Мой отец учил, что после каждого занятия нельзя бездельничать, надо сменить поле деятельности – и это уже отдых. Если полчаса ты рисовал, то следующие полчаса убирай дом. Полчаса читал, теперь постой на кухне у плиты. Ещё учил ценить время и не тратить на 15-минутное дело добрых четыре часа.
– Вы говорили, что вам хватает 30 минут на создание одной картины. Есть какой-то профессиональный секрет?
– Секретов нет. Это, скорее, и есть та привычка, которая привилась с детства: не тянуть время, а делать всё быстро и сразу... Да и рисую я не для того, чтобы мои картины приносили прибыль. Для меня важно точно передать свою мысль. Мои картины, рисунки – это рассуждения посредством кисти.
– Благодаря интернету и соцсетям ваши работы известны за пределами Казахстана. Ваша картина «Наверное, мама меня убьёт» опубликована в нескольких странах с переводом названия на восемь языков. И, если не ошибаюсь, ещё одну вашу картину опубликовали в изданиях Бразилии и Японии.
– Да, это так, и я очень рада этому. Социальные вопросы волнуют не только казахскую молодёжь, но и молодых людей во всём мире. В соцсетях молодёжь из других стран тоже обсуждает мои картины. Как и у нас, там часто пользуются смайликами, но выражают свои эмоции экспрессивней, чем мы. Если, например, наши выражают чувства в комментах простым интернациональным «уау», то они пишут «уааааааааааау»...
– На выставке в Астане вы сказали, что продаете картины по 100 долларов и переводите собранные средства благотворительному фонду журналиста Назии Жоямергенкызы. Правда, что некоторые ваши картины оцениваются в миллион тенге?
– На той выставке в Астане были проданы всего три картины, и средства действительно были переведены в названный вами фонд. Но на самом деле на картины спрос не большой, о миллионах мечтать не приходится.
– Я прочитала в фейсбуке ваш последний пост о том, что вам предложили стать кандидатом в депутаты. «Я сказала, что ещё рано, не созрела я, но они не поняли, обиделись... Я не состою в партиях, не обижайтесь, я сама партия. Когда буду готова, тогда, может быть...». Значит, вы допускаете в будущем заняться политикой?
– Готовлюсь. Если бог даст, то будет и политика!
Беседовала Айнур САПАРОВА