Атырау, 20 сентября 23:45
Утром будет пасмурно+16, днём +15
Курсы Нацбанка: $ 387.34  € 428.44  P 6.04

БЕНЗИН В ДЕФИЦИТЕ

13 октября 2009 в 00:00
БЕНЗИН В ДЕФИЦИТЕВсю прошлую неделю бензиновый рынок области лихорадило. Часть АЗС отпускать бензин совсем перестала, другие подняли ценовую планку на горючее на 25%, крупные топливные компании, такие как Торговый Дом «КазМунайГаз» и «Гелиос» ограничились лишь реализацией уже проданных объемов, т.е. выдачей бензина по талонам. В понедельник на городских АЗС продавали бензин в ограниченном количестве – на 1000 тенге в один бак. В Атырау даже сложилась поговорка – если мужа вечером нет дома, значит ищет бензин.
Есть ли в том вина Атырауского НПЗ, с приходом осени вставшего на капитальный ремонт? В руководстве нефтеперерабатывающего завода заявляют, что просили разрешения остановить установки каталитического реформинга бензинов (ЛГ) на очередной ремонт еще летом. Но в верхах решили ремонт отложить, поскольку уже тогда в стране ощущался дефицит горючего.
В минувшую пятницу установка ЛГ после ремонта вновь заработала. Руководство завода клянется, что не прекращало поставки горючего в город, несмотря на останов оборудования – ежедневные поставки бензина в город Атырау составляли около 80 тонн. Сейчас установка временно выпускает только бензин АИ-80. Объемы поставок бензина в «нефтяную столицу» возросли до 100 тонн топлива в сутки. Завод перейдет на производство бензина марки АИ-92 после т.н. «разгона», когда влага в системе, испарившись, дойдет до нормы.
На заводе обещают, что в любой момент смогут довести объем отправки в город высокооктанового бензина до 130 тонн в сутки – уровня, который был до ремонта. На долю города Атырау в среднем приходится около 12% продукции НПЗ. Но нефтепереработчики заявляют, что для выхода из кризисной ситуации необходимо, чтобы и компания «Гелиос» поставляла топливо в город Атырау в прежних объемах. Сейчас в резервуарном парке №6 находится 1000 тонн бензина АИ-92, принадлежащих Торговому Дому «КазМунайГаз», но эти объемы будут распределяться между потребителями во всем Казахстане.
По словам пресс-секретаря компании «Гелиос» Асель ТАТАРХАНОВОЙ казахстанские НПЗ производят недостаточное количество автомобильного бензина, в результате треть всего топлива, импортируется из России. С июня текущего года из-за роста мировых цен на нефть начался стремительный рост оптовых и розничных цен на бензин во многих странах, в частности в России. А в Казахстане цены остались без изменений, в результате компании перестали ввозить автомобильное топливо. Разница розничных цен на топливо между Россией и Казахстаном в сентябре составила – 28-32 тенге.
В сентябре дефицит топлива стал явным потому, что импорт топлива снизился еще на 30% по сравнению с августом. При этом дефицит АИ-80 на казахстанском рынке РК был вызван не рыночными инструментами, а тем, что некоторые поставщики, пытаясь компенсировать нехватку высокооктанового топлива, компаундировали дешевый бензин с запрещенными присадками, и доводили дешевое топливо до нужного октанового числа. Многие сети АЗС сейчас уже работают с нулевой прибылью. В таких жестких условиях смогут удержаться на плаву лишь крупные компании, а мелкие просто будут вытеснены с этого рынка, что, естественно, снизит конкурентную среду, и увеличится количество суррогатного топлива.
Пресс-служба «Гелиоса» никак не прокомментировала сведения о том, что в ночь на минувшую пятницу в город Атырау прибыли 10 вагонов-цистерн с бензином, принадлежащим компании. Между тем нефтепереработчики и представители топливных компаний едины во мнении, что цены на горючее в Казахстане излишне «зарегулированы», и их нужно «отпустить». А в правительстве РК заявляют, что цены накручивают посреднические компании, торгующие бензином. Дело в том, что российские нефтяники зависят от казахстанского рынка также, как мы от них. Например, зимой прошлого года они выбросили на наш рынок тысячи тонн дешевого бензина, оставив казахстанские НПЗ без работы. Так что лучше к ситуации присмотреться повнимательнее.
Отпуск бензиновых цен может аукнуться обвалом всей ценовой политики государства. С другой стороны нельзя допускать, чтобы дешевое и из-за этого ставшее дефицитным казахстанское топливо «уплыло» за границу. Поэтому у правительства два выхода: сдерживать натиск бензиновых воротил дальше, продлив запрет на вывоз бензина, объявленный 7 сентября до 1 ноября, либо «отпустить» цены на бензин. Второе, весьма нежелательно.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина
Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 707 37 300 37 и на editors@azh.kz

 

3403 просмотраНа главную Поделиться:

Подпишитесь и узнавайте о новостях первыми


На главную

Наш WhatsApp номер для новостей:
1 2 3