Атырау, 11 января 01:56
 ясноВ Атырау -3
$ 526.81
€ 542.72
₽ 5.16

Амин Туяков: «Я мечтаю поработать в Атырау»

15 557 просмотров
Амин Туяков: «Я мечтаю поработать в Атырау»В санатории «Атырауский» проходит лечение необычный пациент - человек-легенда, 6-кратный чемпион СССР, бывший главный тренер сборной РК по легкой атлетике Амин ТУЯКОВ. Мы взяли у него интервью.
- Амин Елемесович, нам хотелось бы, чтобы вы сами рассказали о себе нашим читателям.
- Родился в 1937 году в Атырауской области. В те времена Мангистауская область была районом в составе Гурьевской области. Я родом из посёлка Шайыр. В поселке Таушык закончил среднюю школу. Потом поступил в Гурьевский педагогический институт. И там стал заниматься спортом.
В 1956 году я был включен в состав сборной Гурьевской области для участия в чемпионате Казахской ССР в городе Алма-Ате. После участия в чемпионате меня сразу включили в сборную республики спринтером на дистанциях 100 и 200 метров.
Сначала я выиграл чемпионат республики. В 1959 году на Спартакиаде Казахской ССР завоевал золотые медали на дистанциях 100, 200 и 400 метров, и в том же году защищал честь республики на Спартакиаде народов СССР. Там я неплохо выступил, и меня заметили. В 1960 году я выиграл первенство союзного спортивного общества "Буревестник" на 100 и 200-метровых дорожках, и выполнил норматив мастера спорта. В Советском Союзе такие звания давались кровью и потом.
В декабре 1960 году меня призвали в ряды Советской Армии. Но и там я не оставил занятия спортом. В феврале 1961 года выиграл союзный чемпионат спортивного общества "ЦСКА". Тогда главным тренером сборной СССР по легкой атлетике был Юрий Витальевич Коробков. Он сразу включил меня в ряды сборной СССР. За сборную я выступал с 1961 по 1969 год. Был 6-кратным чемпионом Союза. В 1965 году на чемпионате СССР в городе Алма-Ате установил рекорд Советского Союза в беге на 200 метров –20,6 секунды. До меня рекорд принадлежал моему тренеру Борису Сергеевичу Токареву, и никто не мог побить его в течение десяти лет.
В те времена часто проводились товарищеские соревнования между сборными: СССР – Англия, СССР – Франция, СССР – США. Центральный комитет правящей в те времена Коммунистической партии Советского Союза ставил перед нами задачу только выигрывать. И мы старались. В 1965 году в городе Киеве я в ходе такого товарищеского турнира хорошо выступил на своей "коронной" дистанции 200 метров и завоевал серебряную медаль. А в эстафете 4х100 метров наша четвёрка победила американцев, установив новый рекорд СССР. А соперником нашим, между прочим, была олимпийская сборная США, завоевавшая золотые медали на Олимпиаде 1964 года в Токио.
Амин Туяков: «Я мечтаю поработать в Атырау»Я был самый маленький среди спринтеров – ростом всего 172 сантиметра. На фоне чернокожих американцев под 2 метра выглядел коротышкой. Но у меня была быстрота и огромная сила толчка.
Тогда нам четверым, выигравшим эстафету, были присвоены высшие звания – Заслуженных мастеров спорта СССР. Таких званий в Союзе удостаивались только олимпийские чемпионы. Мы же победили олимпийских чемпионов, поэтому тоже заслужили. А в Алма-Ате меня отметили почетной грамотой Верховного Совета Казахской ССР и орденом "Знак Почета".

ИЗНАНКА РЕКОРДОВ
- Как разворачивалась ваша судьба после ухода из большого спорта?

- После окончания спортивной карьеры в 1969 году я долгое время работал тренером в специальном интернате имени Кажимукана Мунайтпасова в Алма-Ате. Потом в 1990 году стал главным тренером по легкой атлетике республики. В 2000 году моя подопечная Ольга Шишигина стала олимпийской чемпионкой на дистанции 200 метров с барьерами. После этого успеха в 2001 году я вышел на пенсию.
Многие думают, что легкая атлетика это легкий вид спорта. Это не так. С годами рекорды, которые я ставил, дали о себе знать...
Это сейчас есть разные методики тренировок, и хорошие тренеры знают, как дозировать нагрузки для спортсменов. В командах свои врачи и массажисты. А тогда ничего этого не было. Нас заставляли много заниматься штангой. Из-за этого я страдал радикулитом, и каждый год лечился.
В 1969 году я завершил спортивную карьеру, и, как мне казалось, полностью восстановился. В течение десяти лет у меня было всё в порядке. Но потом стали болеть тазобедренные суставы. Артроз, так называется эта болезнь. Мне сделали операцию и поставили протезы. Вот почему мне пришлось прекратить тренерскую карьеру.
- А сейчас в Атырау с какой целью приехали?
- В городах Атырау и Актау у меня много родственников. Сюда мы с Алмой (супруга Амина Туякова Алма Досымбаева – известный в республике педагог) приехали на свадьбу. Потом решили остаться подлечиться в санатории.

«МЫ ЕЗДИЛИ ПО АУЛАМ, СОБИРАЛИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ РЕБЯТ»
- Каково на ваш взгляд сегодняшнее состояние легкой атлетики в нашей стране?

- Когда мы стали отдельной страной, мы потеряли многих хороших спортсменов, подготовленных в Казахстане во время Союза. Потом в связи с тяжелым экономическим положением стали закрываться спортивные школы. Из-за низкой заработной платы хорошие тренеры ударились в бизнес. С подготовкой подрастающих спортсменов стало очень плохо. Так было не только с легкой атлетикой, и с другими видами спорта тоже – футболом, волейболом и т.д.
Кроме того, в 90-е годы ситуация в мире легкой атлетики уже была далеко не такой, как в наше время. Уже в 70-е годы Союз стал проигрывать в легкой атлетике многим странам, африканским в том числе, которые стали доминировать на чемпионатах мира и Олимпийских играх. Мы решили ответить на это открытием специализированных классов и школ по легкой атлетике. В частности, в Алма-Ате открылся спортивный интернат имени Кажимукана Мунайтпасова. Здесь было собрано около 700 детей, подающих надежды во многих видах спорта. Многие сегодняшние отечественные звезды спорта вышли именно из этой школы. А мы ездили по городам и аулам, собирая детей с хорошими физическими данными.
В 90-е годы во многих областях закрылись спортивные школы. Эта беда не обошла и вашу область тоже. Тренеров не было. В Атырау, насколько мне известно, остались только наставники по восточным единоборствам и гребле. Сейчас ситуация изменилась, и положение потихоньку налаживается.
Но в стране не хватает манежей для занятий легкой атлетикой в зимнее время. В Алматы есть несколько манежей, но они не соответствуют международным стандартам. В Караганде ситуация та же. В Астане вообще манежа нет. Сейчас во многих областях открываются спортивные школы по легкой атлетике – в Шымкенте, Усть-Каменогорске, Петропавловске, Караганде, но я повторяю – нужны зимние манежи. Недавно в Караганде мы проводили чемпионат страны среди юношей и девушек 94-95 г.р. В нем приняли участие около 500 человек. Я посмотрел – есть перспективные ребята. Думаю, если их подготовить, то будет кому выступать на Олимпиаде 2012 года.
На последнем чемпионате мира, который проходил в Испании, мы выступили крайне плохо. Надежды были на несколько человек, но они их не оправдали.
О нехватке хороших тренерских кадров я недавно разговаривал с президентом Академии спорта Казахстана Кайратом Закарьяновым. Дело в том, что там была закрыта кафедра легкой атлетики. Всегда системой подготовки спортсменов высокого класса занимался институт физической культуры. Эту проблему надо решать.
В свое время заслуженный тренер СССР Виктор Алексеев, который у себя в Ленинграде воспитал целую плеяду олимпийцев по легкой атлетике, говорил мне: "Готовить каждого спортсмена нужно индивидуально, я учусь этому всю жизнь". Похоже на Западе переняли все уроки советской тренерской школы, а мы, что имели, потеряли. Я думаю, что очень скоро нам придется обучать тренеров за границей.

БЕГАЮТ ПО НАБЕРЕЖНОЙ – ЭТО ХОРОШО
- Кого дороже воспитать - боксера-олимпийца или легкоатлета-олимпийца?
- Несколько лет тому назад один сенатор задал мне вопрос: «Я буду вам помогать финансами в течение пяти-шести лет, сможете подготовить спортсменов высокого класса?» Я засмеялся ему в ответ – хорошего спринтера готовить нужно 15 лет.
Начиная с 10 лет ребенка надо начинать тренировать, не давая больших нагрузок, а с 19 лет надо направлять на международные соревнования и заставлять выкладываться на все сто. Мне совсем не хочется сравнивать легкую атлетику с боксом, это разные виды спорта.
- У нас по набережной реки Урал много молодых людей по утрам занимаются бегом. Вот вам и готовые спринтеры…
- Это хорошо, что бегают. Тем самым они укрепляют здоровье. Но я повторяю – из тысячи бегунов выходит только один настоящий легкоатлет. Потому что это очень тяжелый вид спорта. Поэтому мы просим государство выделить деньги на спецклассы и специнтернаты. Пусть из этих ребят не выйдет рекордсменов и мастеров международного класса, зато будут хорошие, здоровые люди - нефтяники, водители, инженеры. В этом заключается здоровье и будущее нашей нации.
В нашей стране нет ни одного стадиона с нормальными беговыми дорожками. Есть одна на центральном стадионе в Алматы, но он находится на ремонте, и спортсменам негде готовиться. Недавно главный тренер РК Вячеслав Сакирко выступал с объяснениями, почему наши плохо выступили на чемпионате мира в Испании. Он сказал, что нет условий для тренировок, и правильно сказал.
- У нас богатый регион. Вот недавно построили Ледовый дворец спорта и несколько ФОКов. Что если руководство построит для вас манеж, приедете к нам работать?
- А почему бы и нет. Ваш земляк Нурлан Балгимбаев, когда возглавлял НК "КазМунайГаз" предлагал мне переехать в Атырау, открыть спортивную школу по легкой атлетике, чтобы готовить чемпионов. Тогда я болел. Потом согласился, и поставил условие - со мной приедут 6 тренеров. Балгимбаев пообещал всех обеспечить зарплатой и жильем. Но потом он ушел из "КазМунайГаза", и про это забыли. Вообще-то я готов вернуться на родину. Можно пригласить хороших тренеров. Я думаю, они с удовольствием согласятся работать в Атырау.
- Спасибо за интервью.
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
Фото В. Истомина
30 сентября 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.