Атырау, 1 мая 06:41
 облачноВ Атырау +17
$ 442.05
€ 474.14
₽ 4.74

В войну и после

6 303 просмотра

Image 0Особенным событием в этом году для ветеранов войны, труда и пожилых людей был 70-летний юбилей Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Вот несколько коротких эпизодов из жизни жителей нашей области, на судьбах которых так или иначе война отразилась, и, может быть, это поможет читателю немного иначе взглянуть на нынешнее бытие.

ЖАКЕ

Живет в нашем городе мой старший по возрасту товарищ по имени Жарылгап Мукашев. В свои семнадцать лет он работал в низовьях реки Кигач на банках Иголкинский и Каначинский, тонях Мокрый и Круглый, водил плавучку – самоходное судно-магазин. Снабжал рыбаков товарами первой необходимости. Тоже 17-летним, но с разницей в четверть века автор этих строк тоже ходил в этих местах в качестве матроса речного флота.

В мае Жаке как ветеран тыла был награжден медалью «70 лет Победы в Великой Отечественной войне». Когда поздравлял с наградой, лицо его сияло от радости, но в глазах была заметна грусть, точнее смесь грусти и мудрости. В годы войны судьба забросила его с Кигача на рудники Норильска. Заработав большие деньги, ходил на большом пароходе на Енисее. Среди тысячи пассажиров были и уголовники, угрожая выкинуть за борт, отбиравшие деньги у попутчиков. Для человека за бортом доплыть до берега не означало выжить – кругом была тайга. Жаке повезло – привез домой все деньги и раздал их селянам.

После севера Жаке навсегда связал себя со степной романтикой, став ответственным лицом за КРС колхоза. Были в этой романтике и трехнедельные скитания по степи в поиске отбившихся от стада жеребцов, которых нашел в соседней области и привел обратно в колхозное стадо.

Жаке сейчас девяносто. Силен духом, бодр и искренен. Общение с ним всегда приятно. Ездил с ним в пески Нарын. Он удивил меня умением ориентироваться на местности. Казалось бы, в условиях, когда все рельефы местности внешне почти одинаковы, он безошибочно нашел пункт назначения.

Image 1СЫН «ПОСОБНИКА»

В советское время до назначения на должность первого руководителя кандидату на эту должность оформляли допуск к документам с грифом «совершенно секретно». Оформление сопровождалось спецпроверкой. У одного кандидата обнаружилось, что его отец отбывал наказание «за измену Родине». Это делало невозможным его назначение на должность директора предприятия. Его карьера была под угрозой срыва. На работе его хвалили: толковый инженер, прошёл все ступени роста в конкурентной среде на принципах естественного отбора и т.п. Учитывая хорошие отзывы и ради объективности запросили уголовное дело на его отца из архива Свердловской области. Из материалов дела стало ясно, что человек был обвинен в пособничестве германской разведке и вредительстве, выразившемся в замораживании 27 тонн семенного фонда картофеля и выводе из строя трех тракторов. Отсидел полный срок в 10 лет.

В 1953 году дело было рассмотрено заново, и отца кандидата реабилитировали. Выяснилось, что овощехранилище не имело окон, которые якобы разбил обвиненный, чтобы заморозить семенной фонд. Тракторы никто умышленно не ломал.

Этот человек получил допуск и был назначен директором предприятия. Проработал более десяти лет, был любим и уважаем не только в коллективе, но и общественностью области.

ЖАМИЛА

Image 2

В нашем селе проживала одинокая, рано овдовевшая пожилая женщина по имени Жамила. Было у нее два сына, оба погибли на фронте. Она умела лечить переломы костей. Мне пятилетнему вылечила перелом ключицы.

Подростком я встретил её в поле, она стояла, опираясь на древко косы, после очередного прокоса. Моё предложение помочь ей Жамила вежливо отклонила. Годы спустя я понял причину отказа – она боялась, что по неопытности могу сломать косу и лишить ее возможности запасти сено для своего подворья, которое кормит ее. Эта коса, потерявшая от постоянной правки почти половину ширины полотна, выполненная из качественной стали, могла не выдержать неосторожного взмаха. Может быть благодаря этой косе она пережила войну.

У Жамилы в жизни было 104 весны. Мне иногда казалось, что она мыслями обращается к своим сыновьям, и вёсны она встречает для них и за них, заставляя себя жить.

СОЛДАТ ВОЙНЫ

Отец мой Нургалиев Иглаш Нургалиевич – солдат войны. В 1939 году после окончания Гурьевского рыбопромышленного техникума был призван в Красную Армию на срочную военную службу и прошел всю войну. Домой вернулся в конце 1945 года. Радости моего деда не было предела – с войны вернулся единственный сын.

Он при детях старался не говорить о войне. Из подслушанного мною при его общении с друзьями известно: молотил позиции противника из гаубицы, брал «языков», вывел группу солдат из окружения…

Его два боевых ордена и тринадцать медалей в детстве были интересными игрушками. Позже узнал, что отец имеет более десяти письменных благодарностей за подписью Верховного главнокомандующего.

Дед, в прошлом атаман рыбаков – его парус на море был главным ориентиром для остальных – терпеливо, а может быть, наоборот, ждал от сына внука. А тот не торопился – сперва родились сестры. Встретилась как-то деду ясновидящая Газиза и кратко, но четко сказала: «Скоро у тебя родится внук и его имя будет Нариман». Авторитет Газизы был непререкаем, и мое имя на пару месяцев опередило меня. В январе, за несколько дней до моего появления на свет, отец со своей бригадой рыбаков уехал на санных повозках на море на подледный промысловый лов рыбы. Вся бригада угодила в относ – дрейфовала на оторванной от берега льдине. Рыбацкая и окопная закалка помогла им пережить это испытание. Через несколько дней им улыбнулась удача, и вся бригада выбралась на сушу в районе Бузачи. Отец говорил, что желание увидеть сына было сильной поддержкой духа.

Немножко о нашем селе. Оно по производственной мощи уникальное и единственное в области. В 1950-х и 60-х годах на стапелях одновременно велось строительство пяти-шести одно- и двухмачтовых деревянных судов, около десяти будар. Параллельно велась корпусная работа по теплоходам, ремонт двигателей и ходовых. Имелась огромная мехмастерская с токарными, фрезерными и распиловочными станками, гильотиной по металлу, литейным участком. Отдельно располагались кузница, пилорама и столярные мастерские. Было несколько причалов. Впечатляющая картина возникала при возвращении парусников после путины – армада кораблей с белыми парусами величаво и неспешно двигалась по голубой водной глади Кигача на фоне зеленого леса на противоположном берегу и неспешно подходила к причалу. Все село выходило на берег встречать рыбаков. Называлось село Денгизская МРС (моторно-рыболовная станция). Работали здесь жители четырех сел. Коллектив был интернациональным и дружным. Со временем отец был назначен на должность главного инженера, а затем по настойчивой просьбе коллег возглавил партком. Он был честным и справедливым. Воспитал шестерых детей. Самым полезным для родителей оказался младший сын Бауржан. Он начал трудовую деятельность помощником судового механика и вырос до директора этой организации. Руководил более двадцати лет, пока волна приватизации полностью не поглотила эту мощную производственную единицу.

Отец имел множество ранений. Один из осколков, впившийся в кость, был не операбельным и стал причиной раннего ухода отца из жизни. Он отошел в мир иной в преддверии сорокалетия Победы.

Ныне здравствующих ветеранов воспринимаю как однополчан своего отца. Желаю всем долголетия, внимательного и уважительного отношения к вам ваших близких.

Н. Иглашев, г. Атырау

24 декабря 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz