Атырау, 1 января 16:18
 будет пасмурноВ Атырау 0
$ 525.11
€ 546.74
₽ 4.88

Земля усеяна коррупционными минами

8 209 просмотров

Image 0На очередном заседании областного Дисциплинарного совета разбиралась деятельность акимата г. Атырау. Горакимат в результате обвинили в отсутствии прозрачности в сфере земельных отношений, ведущей к созданию почвы для коррупции.

ЗАБЫЛИ СПРОСИТЬ

По словам руководителя управления департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Шынгыса АЛЕКЕШЕВА, к этому заседанию департамент проанализировал коррупционные риски в сфере земельных отношений региона.

Одним из видов государственных услуг, оказываемых местными исполнительными органами, является выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка. Практикуется такая цепочка: заявления граждан поступают в акимат города, затем в отдел земельных отношений, после чего их направляют в отдел архитектуры и градостроительства. Те, в свою очередь, в целях определения возможности использования земельного участка по заявленному целевому назначению направляет запрос на согласование в заинтересованные органы и службы (АО «Атырау Жарык», «КазТрансГаз-Аймак», «АтырауCуАрнасы» и др.).

Детальный анализ показал, что отделом архитектуры и градостроительства предложения о вынесении заявлений граждан на рассмотрение комиссии направляются без положительного согласования от коммунальных служб, а в некоторых случаях запросы в соответствующие службы и вовсе не направляются, – сказал Ш. Алекешев. – Так, в ходе изучения писем от АО «Атырау Жарык», направленных в отдел архитектуры и градостроительства 18 февраля и 9 апреля 2015 года, установлено, что в них указано о необходимости пребывания услугополучателя непосредственно в АО «Атырау Жарык» для проведения необходимых проверочных мероприятий. Таким образом, фактически АО «Атырау Жарык» не согласовывает запрос, а лишь информирует о необходимости проведения проверки с участием услугополучателя. После получения такого формального ответа отдел архитектуры и градостроительства, а в последующем и отдел земельных отношений неправомерно выносит заявления на рассмотрение соответствующей комиссии, создаваемой согласно ст. 43 Земельного Кодекса. Такие факты допускаются практически во всех случаях.

Наряду с этим установлены также факты вынесения заявлений услугополучателей на заседание комиссии совершенно без направления запроса о согласовании в указанные заинтересованные службы.

В качестве примера Алекешев привёл заявления нескольких жителей города, а также юридических лиц ТОО «Буркит Интернешнл» и ТОО «Дэндж-Энергия», которые были вынесены на рассмотрение комиссии вообще без направления запросов о согласовании в заинтересованные службы.

В связи с отсутствием согласования от соответствующих коммунальных служб граждане вынуждены обращаться за их получением постфактум и самостоятельно, так как в любом случае необходимо получить согласование АО «Атырау Жарык» для подключения к инженерным сетям, – утверждает Алекешев. – Здесь усматривается серьёзный коррупционный риск, учитывая наличие непосредственного контакта коммунальной службы с услугополучателем и её статуса в качестве монополиста.

«ГИБКИЙ» СПИСОК

Обнаружено также противоречие между Земельным кодексом и стандартом данного вида государственной услуги, утвержденным приказом и.о. министра национальной экономики от 27 марта 2015 года № 272. Согласно перечню документов, указанных в стандарте госуслуги, помимо заявления и удостоверения личности дополнительно требуется предоставление акта кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка в случае его выкупа. Однако в Земельном кодексе за услугополучателем не закреплена обязанность предоставлять этот акт. На практике акт кадастровой стоимости земли запрашивается от услугополучателей почти во всех случаях предоставления государственной услуги в случае выкупа земельного участка.

Кроме того аналитической группой Департамента по противодействию коррупции установлено, что акиматом не разработано положение о соответствующей комиссии по представлению земельных участков. То есть отсутствует регламентация прав и обязанностей комиссии, что может привести к превышению полномочий членами комиссии либо необоснованным отказам.

Ещё одним из коррупционных рисков в деятельности горакимата признаны порядок разработки и содержание самих протоколов заседаний комиссии. Приложения к протоколам (перечень лиц, получивших разрешение) не утверждаются и не подписываются. Приложение представляет собой таблицу, в которой указаны личные данные услугополучателей, целевое назначение земельного участка, его площадь и примечание о согласовании.

Здесь коррупционный риск наблюдается в возможности включения или наоборот исключения отдельных лиц из списка, поскольку замена данной таблицы путем внесения изменений является несложной операцией. Таким образом, лица, удовлетворившие коррупционные интересы должностных лиц, могут быть включены в список без каких-либо проволочек и получить земельные участки без ведома самой комиссии. В этой связи необходимо утверждать приложения протоколов и парафировать каждый лист, либо включать имена лиц, подавших заявление, в основной лист протокола, – предложил Алекешев.

ОДИНАКОВЫЕ ПРОТОКОЛЫ, РАЗНЫЕ ПОДПИСИ

В процессе изучения документов были выявлены идентичные протоколы с одинаковыми номерами и датой, но уже с разными подписями членов комиссии и приложениями.

К примеру, согласно протоколу заседания комиссии от 18 июня 2015 года №24 председателем является заместитель акима города Атырау Адильбек ЗАЙДУЛЛИН, а членами комиссии – руководители отделов земельных отношений, архитектуры и градостроительства, директор региональной палаты предпринимателей и другие. При этом в протоколе необходимые подписи председателя комиссии и директора региональной палаты предпринимателей отсутствуют. Согласно приложению к протоколу соответствующие разрешения согласованы 49 гражданам. Наряду с этим выявлен идентичный протокол из дополнительно представленной папки с такими же номером и датой, в котором уже имеется подпись председателя комиссии – заместителя акима города Атырау А.Зайдуллина, но отсутствуют уже подписи руководителя отдела архитектуры и градостроительства и директора региональной палаты предпринимателей. Эти разрешения согласованы для 58 лиц, – удивлялся Алекешев. – Аналогичные факты выявлены по ряду других протоколов, где номера и даты одинаковы, а наличие или отсутствие подписей членов комиссии, а также количество граждан, заявления которых согласованы, разнятся. Подобные факты полностью подтверждают формальность деятельности комиссии и не исключают возможности подделки протоколов, а также принятия субъективных решений в разрешении земельных вопросов в угоду коррупционным интересам.

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

В деятельности акимата также выявлены факты создания искусственных административных барьеров и волокиты в процессе решения вопросов земельных отношений.

Так, в соответствии с пунктом 11 статьи 49-1 ЗК РК в процессе изменения целевого назначения земельного участка решение акимата об изменении либо об отказе в этом должно быть принято в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего заключения комиссии. Однако обнаружен ряд проектов постановлений акима города Атырау об изменении целевого назначения земельного участка, которые прошли все этапы обработки, но до настоящего момента аким города их не подписал. Затягивание сроков вынесения решений варьируется от 4 месяцев до 3 лет!

К примеру, соответствующее решение акимата города Атырау касательно заявления гражданина Нестерова, поступившее 24 июля 2014 года и получившее положительное заключение комиссии от 30 декабря 2014 года, остается без подписи акима до сегодняшнего дня, то есть срок оказания госуслуги просрочен на 9 месяцев. Заявление гражданина Шалабаева от 17 мая 2013 года с положительным заключением комиссии от 12 декабря 2013 года тоже осталось без удовлетворения, то есть просрочено на 21 месяц, – привёл факты Алекешев. – Данные факты свидетельствуют о создании должностными лицами акимата искусственных административных барьеров в процессе оказания данного вида государственной услуги. В ходе выборочного изучения документов нами выявлено 109 аналогичных нарушений сроков. Нарушения сроков, откладывание подписания решений и другие проблемные вопросы, ущемляющие права граждан, являются результатом отсутствия прозрачности в деятельности акимата. Граждане не осведомлены о стадии рассмотрения их заявлений и причинах задержки вынесения решений. Полагаем, что данная причина вынуждает человека идти на неправомерные действия. К примеру, давать взятки в целях ускорения процесса получения госуслуг. Также отсутствие прозрачности позволяет должностным лицам оказывать неправомерное предпочтение отдельным гражданам, либо наоборот необоснованно отказывать неугодным им услугополучателям.

В качестве рекомендаций по решению возникших проблем диссовет выдвинул два предложения. Первое адресовано акимату Атырауской области: рекомендовано пересмотреть все регламенты госуслуг в сфере земельных отношений с чётким отражением в них всех бизнес-процессов оказания услуг, определением сроков согласований, а также ответственности каждого участника процесса оказания услуг.

Во-вторых, признано необходимым пересмотреть шаблон протокола заседания комиссии и его приложений, а также фиксировать их всеми необходимыми подписями и печатью, ограничив тем самым возможность последующего изменения любого из компонентов.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

26 октября 2015, 15:27

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.