Молодые люди в нашей области весьма прагматично и не без корысти подходят к выбору работы в сфере госслужбы. На места, считающиеся в народе «хлебными», например, в рыбоохрану, стремятся, а вот в сельские акиматы или ЖКХ идут уже не охотно. Какие реформы нужны для формирования профессионального государственного аппарата – об этом рассказали на пресс-конференции 25 августа в Атырауском отделения СЦК (Служба центральных коммуникаций).
Первое новшество, о котором рассказал руководитель Департамента Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Атырауской области Марат АХМЕТЖАНОВ (на снимке) - это переход на карьерную модель государственной службы. То есть новички на госслужбе должны начинать свою профессиональную деятельность только с низовых должностей. Дальнейшее карьерное продвижение будет возможным только для госслужащих с опытом работы на нижестоящих должностях. Желающие поступить на госслужбу будут проходить трехступенчатый отбор. Сначала надо пройти тестирование на знание законодательства и наличие компетенции (т.е. необходимых навыков и умений), затем - комиссионное интервью в Агентстве для оценки приверженности кандидата ценностям государственной службы (например, его этические качества, такие как нетерпимость к коррупции). Финальный этап отбора - собеседование по профильным знаниям непосредственно в государственном органе, в котором имеется вакансия.
Одно из обязательных требований для впервые поступивших на государственную службу - прохождение испытательного срока по формуле 3+3. Для новичка составляется индивидуальный план с испытательными заданиями на 3 месяца. Если он не справляется, испытание продлевают еще на 3 месяца. Неудовлетворительные результаты второго испытательного срока ведут к увольнению. В конкурсах на занятие вышестоящих должностей участвуют сначала государственные служащие с опытом работы на нижестоящих должностях того госоргана, где заполняется вакансия. Если подходящей кандидатуры среди своих не найдется, отбор пройдёт среди служащих всех остальных госорганов.
Для отдельных действующих госслужащих (например, руководителей территориальных департаментов центральных госорганов) предусмотрена ротация, как по горизонтали, так и по вертикали. При этом их будут обеспечивать жильем из специально созданного фонда.
В открытом конкурсе на занятие должности могут участвовать кандидаты из частного, квази-государственного и гражданского секторов. Но их доля не должна превышать 15% от общего числа всех государственных служащих.
Важное новшество, которое предусматривает новая модель – это упразднение института кадрового резерва корпуса «Б», а также действующего механизма назначения в порядке перевода. С переводом могут назначаться только помощники, советники и пресс-секретари первых руководителей. Иными словами, заняв новую руководящую должность, начальник может «забрать» с собой с прежнего места работы троих бывших подчиненных.
Сегодня госслужащие одного уровня получают равнозначную заработную плату вне зависимости от объема и сложности работы. А с 1 января 2016 года перейдут на «факторно-балльную шкалу оплаты труда». Такой метод внедрен в большинстве передовых стран (США, Великобритания, Япония) и предусматривает распределение всех должностей по уровням единой шкалы на основе 8 факторов. В числе этих факторов опыт работы, сложность выполняемой работы, уровень специальных знаний и т.д. Чем ценнее позиция, которую занимает служащий, тем выше будет заработная плата.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
Фото автора