Любопытные события происходят в последнее время вокруг Проекта Будущего Расширения ТОО «Тенгизшевройл». Как стало известно «АЖ», возникли разногласия между акиматом Атырауской области и двумя иностранными акционерами проектной компании KPJV, а один из её отечественных акционеров продан государством частной компании.
КОНФЛИКТ ИСЧЕРПАЛСЯ БЫСТРО
Суть конфликта облакимата с иностранными акционерами KPJV Ltd. (совместное предприятие АО «Казахстанского института нефти и газа» (далее КИНГ), ТОО «Инжиниринговая компания «Казгипронефтетранс» и альянса иностранных компаний Worley Parsons Limited и Fluor Limited), по сведениям наших источников – в нарушении особых условий при выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы. И в частности, пункта о созданиидополнительных рабочих мест для граждан РК.
Как утверждают источники, 30 июня представители Worley Parsons Limited и Fluor Limited встречались с первым заместителем области Гумаром ДУЙСЕМБАЕВЫМ. Там им сообщили, что акимат планирует отозвать все рабочие разрешения на иностранных специалистов и проследить, чтобы те уехали из страны в течение месяца. А всё потому, чтоFluor должен был принять на работу 75 казахстанских работников, аWorley Parsons Limited – 158, чтобы выполнить особые условия по уже полученным разрешениям, но обе компании этого не сделали.
– Всё началось весьма решительно, но закончилось ничем. Хотя эти иностранные компании нарушили специальные требования для получения разрешений. Они должны принять на работу определенное количество местных сотрудников, но этого не сделали. Акимат грозил им, а потом кто-то нажал «правильные рычаги», и всё успокоилось, – констатируют наши источники.
Напомним, что в рамках реализации ПБР создана еще одна инжиниринговая компания со схожим наименованием – Kazakh Projects Joint Venture Limited (PJV), в которой только два акционера – те же Fluor и Worley Parsons с равной долей акций.
По возможному отзыву экспатов мы направили запрос в областное управление координации занятости и социальных программ, но ответа не получили.
Как стало известно редакции, сменился собственник другого отечественного акционера KPJV Ltd. – АО «КИНГ». Последний с прошлого года значился в списке реализуемых активов в рамках Программы приватизации активов группы компаний АО «НК "КазМунайГаз"».
Заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО «КИНГ» Н.Б ЕКЖАНОВ сообщил в ответе на запрос «АЖ», что организатором торгов по продаже 100% пакета акций КИНГ является КМГ.
«ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА ВСЁ БУДЕТ РЕШАТЬ НОВЫЙ ВЛАДЕЛЕЦ»
В свою очередь из пресс-службы КМГ пришел следующий ответ: «КМГ в рамках исполнения “Комплексного плана по приватизации на 2014-2016 г.", утверждённого постановлением правительства РК №280 от 31.03.14 г., осуществляет мероприятия по реализации активов, подлежащих приватизации. Так, 29 июня 2015 г. на веб-портале реестра государственного имущества министерства финансов РК был проведен электронный конкурс по реализации 100% пакета акций АО “Казахский институт нефти и газа" и его дочерних компаний. По итогам конкурса победителем признано ТОО «САЭС СРЕДАЗЭНЕРГОСТРОЙ». В рамках реализации 100% акций КИНГ КазМунайГазом был обозначен ряд условий, обязательных для исполнения покупателем. Такие условия включают в себя: 1. Сохранение профиля деятельности КИНГ в течение 2 лет со дня подписания договора купли-продажи Актива; 2. Выполнение обязательств по действующим долгосрочным и краткосрочным договорам о предоставлении услуг; 3. Не уменьшение текущей штатной численности персонала КИНГ в течение 2 лет со дня подписания договора купли-продажи Актива; 4. Не изменение в сторону снижения текущего уровня заработной платы работников КИНГ в течение 2 лет со дня подписания договора купли-продажи Актива; 5. Получение покупателем необходимых согласований антимонопольного агентства РК.
Таким образом, САЭС, являясь победителем электронного конкурса, принимает на себявыполнение указанных условий. В то же время дальнейшаядеятельность КИНГ, в том числе в Проекте Будущего Расширения ТОО “Тенгизшевройл", будет определена новым владельцем самостоятельно».
ПРОЕКТЫ КАНА
В интернете практически нет информации о ТОО «САЭС СРЕДАЗЭНЕРГОСТРОЙ», как и об его владельцах.
Единственное, что удалось найти, это информация с сайта Государственных закупок РК, что победителем тендера по лоту «Работы по строительству «Центра исследования энергии» Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017 в городе Астана» (договор подписан 27.04.2015 г.) признано ТОО «САЭС СРЕДАЗЭНЕРГОСТРОЙ», базирующееся в г. Алматы. Впечатляет стоимость договора: 19 млрд тенге!
Неофициально владельцем ТОО «САЭС СРЕДАЗЭНЕРГОСТРОЙ»называют бизнесмена Сергея КАНА. По версии журнала Forbes он значится в списке 50 богатейших бизнесменов РК с состоянием в $304 млн. Круг интересов предпринимателя – энергетика, финансы и химпром.
«СК “Казахмыс", где Сергею Кану принадлежат 25%, по итогам 2014 года заняло второе место в стране по приросту объёма страховых премий – $55 млн. Fitch Ratings в декабре присвоило компании рейтинг финансовой устойчивости по международной шкале на уровне «B+». Сергей Кан – партнёр Александра КЛЕБАНОВА и Еркына АМИРХАНОВА по АО «ЦАТЭК», где владеет 31% акций. Он также является собственником 33% ТОО “ЦАТЭК Инвестмент Групп" и 26% ТОО KGNT Holding. Является членом совета директоров АО Circle Maritime Invest. Входящее в него ТОО “Каспиан Офшор Констракшн" управляет флотом из 45 специализированных судов, включая 21 собственное. Годовой доход за 2013 год составил $130,5 млн, компания демонстрирует устойчивый рост с 2005 года», – следует из информации Forbes.
«ПУСТЬ ЛУЧШЕ СВОИ»
Интересно, что второй казахстанский акционер KPJV Ltd. – ТОО «Инжиниринговая компания Казгипронефтетранс» – значится в списках аффилированных компаний в ТОО KGNT Holding, совладельцем которого в числе других является Кан. В частности, из находящегося в открытом доступе проспекта выпуска облигаций KGNT Holding за 2009 год следует, что Казгипронефтетранс был аффилирован через Виталия КОЛОМЕЕЦА, председателя правления инжиниринговой компании и гражданина РФ. На тот момент ему принадлежало 33% KGNT Holding.
Отсюда, по всей видимости, следует, что приобретением КИНГ казахстанский бизнес желает усилить свои позиции в крупных нефтяных проектах в РК – на Тенгизском и Карачаганакском месторождениях.
– Пусть лучше свои. Так больше достанется работы и другим казахстанским компаниям, – заметил один из моих собеседников, руководитель сервисной компании.
Однако есть и другое мнение: нынешние события – показатель того, что в настоящее время в нефтегазовой отрасли Казахстана идёт передел сфер влияния между различными финансово-промышленными группами.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА