Министерство энергетики РК в 2012-2014 годы в целях определения экологического статуса Азгирского региона провело комплексную работу по оценке окружающей среды, социально-экономического состояния, здоровья жителей, радиологического состояния полигонов Капустин Яр и Азгир и прилегающей к ним территории. Результаты данной работы были недавно оглашены на общественных слушаниях. Депутат маслихата Курмангазинского района, член координационного Совета антиядерного движения «Нарын» Мансур КУАНЫШАЛИЕВ считает, что отчёт Минэнергетики не дал ответа на беспокоящие его вопросы.
Он считает, что работа по выяснению последствий деятельности Азгирского ядерного полигона велась наспех и выполнена не полностью. В отчёте утверждается, что подземные воды Азгирского региона чистые, а показатели здоровья жителей достаточно хорошие. Трудно согласиться с таким позитивным результатом исследований.
– Приведу пример: на общественных слушаниях специалист ТОО «Экосервис», который огласил результаты исследования питьевой воды в Азгире, сообщил, что сама по себе вода в азгирских колодцах очень чистая, – говорит Куанышалиев. – А некачественной она становится потому, что водовозы, на которых доставляют её, и ёмкости, в которых хранят привозную воду, не соответствуют санитарным требованиям.
– А как обстоит дело в действительности?
– На самом деле это не так, что доказывают данные Азгирской научно-производственной радиологической экспедиции, которая исследовала состав питьевой воды Азгира: на участке Лауан, скважина №2002, откуда до недавнего времени брали питьевую воду жители региона, содержание стронция 8 350 мкг/л; на буровой №1081, расположенной в километре от села Азгир, содержание стронция в воде достигает 25 600 мкг/л, тогда как по нормам оно не должно превышать 100 мкг/л; в колодце №1 в Азгире количество бария 271 мкг/л, а в колодце №4 – 240 мкг/л, по норме должно быть не более 100 мкг/л; на скважине №2002 содержание марганца 1 160 мкг/л, №2004 – 350 мкг/л, №2005 – 277 мкг/л, №1081 – 807 мкг/л, в колодце №2, откуда пьют воду жители Азгира – 2 230 мкг/л, в колодце «Булак» – 442 мкг/л, в колодце №2 Азгира, откуда поят скот, 2 230 мкг/л, согласно норме, количество марганца в воде должно быть не больше 100 мкг/л.
Такие же многократные превышения норм на этих скважинах и в колодцах обнаружены по железу. Это значит, что местным жителям категорически нельзя пользоваться питьевой водой из этих источников.
– На общественных слушаниях авторы отчёта утверждали, что здоровье жителей Азгира хорошее...
– РГКП «Научный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний» министерства здравоохранения сообщил о результатах исследования дозовой нагрузки и состояния здоровья жителей сел, прилегающих к полигонам Азгир и Капустин Яр. По словам представителя центра, показатели здоровья жителей этого региона гораздо выше (!), чем у жителей экологически чистых регионов. Во время общественных слушаний я задал по этому поводу прямой вопрос, и мне ответили, что из научного центра никто в села Азгирского региона не приезжал и не проверял здоровье жителей, – на это денег не выделяли. Они были вынуждены признать, что сделали свои выводы, основываясь на статистических отчетах местныхорганизаций здравоохранения. Что на это скажешь?
– Очевидно, что первоисточник радиоактивного и иного заражения воды и почвы Азгира – это подземные ядерные взрывы...
– Да. После взрывов в соляных пластах образовались полости, в которых остались радиоактивные вещества. Эти полости почти полностью заполнены подземными водами. Значит, радиоактивный «рассол» течением подземных вод разносится по водоносным горизонтам и может попасть в речки и озера.
В 2006-2007 годах количество радия и цезия в растениях и почве на площадках, под которыми в глубине производились ядерные взрывы, доходило до 6 500 беккерель/кг. Если учесть продолжающуюся утечку радиоактивных солей из полостей вместе с подземными водами, распространение радиоактивного песка и пыли в атмосфере, принять во внимание, что период полураспада цезия и стронция составляет 27-30 лет, плутония – 238 лет, его изотопа – 90 лет, плутония 239 – 24 000 лет, плутония 240 – 6 600 лет, то мы должны признать, что негативное воздействие загрязненной окружающей среды Азгира на здоровье человека – это всерьёз и надолго, быть может, навсегда.
Ещё один тревожный факт. После рекультивации почвы на испытательных площадках радиационный фон в 2007-2009 годах составил около 40 мкр/час. А сейчас он подскочил до 150 мкр/час! Откуда идёт миграция радиоактивных веществ? Почему? Кто ответит на эти вопросы?
– Вы не раз заявляли, что никаких мер по защите населения Азгира от последствий ядерных взрывов не предпринимается. В этом вопросе есть сдвиги?
– Последние 15 лет 11 испытательных площадок огорожены простой проволокой. За эти годы ограждение обветшало, проволока местами оборвалась, стойки забора упали. Даже на особо зараженные площадки №№2 и 5 спокойно заходит и пасется скот. «Экологические» выплаты в бюджет области за последние три года (2012-2014 гг.) в целом составили 146,5 млрд тенге. За это время на 5 млрд тенге были реализованы 48 очень значимых природоохранных мероприятий: укрепление береговой линии реки Урал; защита села Исатай от барханов; работы по экологическому просвещению и пропаганде и другие. Но ограждение площадок полигона Азгир не проводилось совсем. Разве эта работа не важна для органов защиты окружающей среды области? Или земля Азгира уже не входит в компетенцию властей Атырауской области? Согласен, что аулы надо защищать от кочующих песков, но ведь и в Азгирской зоне девять населённых пунктов также страдают от наступления барханов!
– Как регулярно проводит исследовательские работы Азгирская научно-производственная радиологическая экспедиция, о которой вы упомянули выше?
– Эта экспедиция ежегодно с апреля до октября проводит мониторинг на взрывных площадках. Но результаты этих наблюдений местный народ не знает. А согласно Экологическому кодексу РК, каждый гражданин вправе получать вовремя полную и достоверную экологическую информацию от государственных органов и организаций.
В 2008 году на средства из областного бюджета создан Информационный фонд по Азгирскому полигону и составлен договор с Институтом ядерной физики (ИЯФ). ИЯФ обязали передавать результаты ежемесячного мониторинга в управление природных ресурсов и регулирования природопользования Атырауской области. В статье 20 Закона «О радиационной безопасности населения РК» указано, что о радиационном состоянии региона должно сообщаться населению через СМИ. Но на самом деле это требование не выполняется. Что за секретность? В ч.2 ст. 31 Конституции РК говорится: «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом». Почему мы забываем об этом?
В прошлом году приехали 4 представителя ИЯФ и наспех провели комплексные исследовательские работы. Только измерили радонометром количество радона в каждом доме. На самом деле радиоактивный газ радон должны измерять не дома, а в военных скважинах на площадках, где производились взрывы.
М. Куанышалиев:
– Из-за последствий ядерных испытаний на Азгирском полигоне безвременно скончались от лейкемии 10-летняя ученица Жангазиева, ветеринарный врач Ботагарин, учитель Балкудукской средней школы Капаева. В населенных пунктах Азгирского сельского округа в 1990-2004 годы умерли: от онкологических заболеваний – 69, от заболеваний органов кровообращения – 85, покончили с собой – 14 человек.
Инструмент, которым Азгирская экспедиция проводит мониторинг радиационного фона каждый месяц – это прибор СРП-68-04. Этот прибор старый и предназначен для геологоразведочных работ, он не подходит для исследований на ядерных площадках. Это означает, что отчеты, которые сделаны по данным этого прибора, неправильны. Потому что сейчас должны использоваться приборы, измеряющие не только в микрозивертах, а в кюри, как это принято в международной практике.
В нашей стране нет законов, регулирующих экологический статус регионов. А в России существуют несколько таких нормативно-правовых актов, и там есть, например, «зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом». Мы считаем, что пришло время нашему парламенту принимать такие законы.
– Кроме уже закрытого Азгирского ядерного полигона, есть также действующий российский ракетный полигон Ашулук. Насколько я знаю, его деятельность тоже создавала неудобства для жителей казахстанских приграничных селений?
– Обеспокоенность вызывает именно близость Ашулука к нашей границе и к Азгиру, в частности. Дело в том, что сейсмическое воздействие на полости, образовавшиеся после ядерных взрывов в соляных пластах Азгира, признано опасным. Поэтому постановлением правительства РК №1176 от 18 ноября 1998 года было запрещено проводить геологоразведочные и буровые работы близ Азгира. Однако на ракетном полигоне Ашулук Российской Федерации, который находится в 25-30 километрах от площадок Азгира, в течение двух лет (2011-2012 гг.) была проведена утилизация списанных снарядов путем их подрыва. От сотрясений стены многих домов наших жителей дали трещину, загоны и пристройки обвалились. В селах Асан, Азгир и Балкудук сила взрывов была особенно ощутимой. Один Аллах знает, в каком состоянии находятся сейчас полости в соляных пластах, которые заполнены ядерным «рассолом». К тому же поблизости от Азгира, прямо по границе, за полигоном Ашулук Россия начала строительство танкового полигона...
– Какие пути решения проблем Азгира вы предлагаете?
– Мы, азгирцы, просим вышестоящие органы в срочном порядке решить следующие жизненно важные проблемы:
1. Установить крепкое ограждение 11 площадок, где проводились ядерные испытания; 2. Вокруг каждой площадки посадить деревья, которые могут выжить в песчаной местности, чтобы создать преграду для распространения радиоактивной пыли; 3. Составить гидрогеологическую карту окрестностей ядерных площадок и полостей, определить направление течения подземных вод; 4. На республиканском, областном уровнях принять специальную программу «Социальной защиты и экологического оздоровления населенных пунктов, расположенных близ Азгирского ядерного полигона»; 5. Остановить стихийное массовое переселение людей из пограничного региона Азгир, для этого решить проблему воды, газа и дороги; 6. Открыть в селе Ганюшкино реабилитационный центр для азгирцев.Ляззат КАРАЖАНОВА