Вчера депутаты Мажилиса Парламента приняли активное участие в "правительственном часе". Слово "активное" следует особо подчеркнуть. Потому что создавалось впечатление, что для некоторых из них это заседание было чуть ли не самым главным в карьере. Парламентарии не стеснялись в выражениях, каждый старался доказать приглашенному министру образования и науки Аслану Саринжипову, что глава МОН по меньшей мере не прав, пишет Tengrinews.kz.
"Депутаты, приходя в Парламент, должны стараться оставить какой-то след после себя в законах, запросах, вообще, в своей деятельности. Допустим, я горжусь, что мной внесены изменения в Конституцию о том, чтобы санкцию на арест давала не Генеральная прокуратура, а суд, понимаете? И я вошел в историю уже, правильно же? И каждый из нас чем-то вошел. А чем вы вошли в историю, господин министр? Что у вас ни спросишь - "за это несет ответственность издательство", "учителям нужно доверять". Для чего тогда нужно ваше министерство, если вы ни за что не отвечаете?" - возмутился Мухтар Тиникеев.
Тема правчаса касалась обеспеченности школ учебниками. И судя по настроению министра перед началом этого заседания, он был уверен, что все пройдет хорошо. Он легко и даже как будто немного шутя, демонстрировал депутатам на организованной в холле Парламента выставке новые учебники. В общем, ничего не предвещало бури.
Также уверенно он себя чувствовал и за трибуной. А в какой-то момент показалось, что эта его уверенность не имеет границ. Ведь сколько смелости необходимо, чтобы заявить о том, что государство - не лучший менеджер, и о том, что если все учебники будет издавать государство, то эти книги будут плохими. Например такими, что будут разваливаться прямо в руках у депутатов.
Некоторые депутаты, похоже, отказывались верить, что все это говорит государственный служащий.
"Нельзя никогда, наверное, говорить о том, что учебник, который выпустит государство, кто бы это ни был, государственный орган, он будет плохим. Он не будет плохим, это будет зависеть от того, каких авторов туда подобрать и как провести экспертизу. Априори еще у нас нет таких учебников, говорить о том, что они будут плохие, ну, я бы не рискнула", - сказала ему Гульмира Исимбаева.
К этому заседанию депутаты подготовились основательно. Как выразилась Дарига Назарбаева, некоторые парламентарии провели огромную работу и "прошерстили огромное количество школьных учебников", где нашли много противоречий, несовпадений в датах, цифрах. "И еще какие-то совершенно новые научные открытия сделаны по скрещиванию растений и животных. То есть бог знает, что уже. Можно Нобелевскую премию, в принципе, давать за эту идею только", - заметила Назарбаева.
"Парикмахерское дело. Учебное пособие за 2008 год. Видели, да, уважаемые женщины? Это значит, что сам учебник подготовлен, наверное, на материалах этих книг - Фельдман "Окраска и завивка волос", издание 1964 года. Фельдман "Парикмахерское дело", 1969 год. Дальше Фридман "Покупателю о парфюмерии и косметике", издание 1961 года. Просто не надо даже комментариев", - сказала она.
Вице-спикер Мажилиса была права. Депутаты действительно подготовились к встрече министра очень хорошо.
"Вы посмотрите на эти учебники. Вот, например, вот здесь в учебнике первого класса есть реплика: "Бабушка, как вам не стыдно!" Как мы можем учить детей в первом классе уже вот так говорить, делать замечание старшему поколению? Это, я считаю, ни в какие рамки нравственные не входит. Вот на такие вещи надо обращать внимание, должна быть полноценная экспертиза", - заявила Оразкул Асангазы и просила Аслана Саринжипова не обижаться на свои замечания, в частности, на то, что для проведения экспертизы учебников привлекают "не совсем грамотных людей".
Конечно, все эти проблемы не были новостью для министра, он говорил депутатам, что качество учебников страдает от "дефицита специалистов, имеющих соответствующие квалификацию и опыт". "Наблюдается старение авторского корпуса, имеются случаи формирования авторского состава из специалистов без соответствующей подготовки в области разработки учебных материалов", - строго информировал он депутатов.
Но парламентарии, очевидно, хотели эмоций.
"По каким предметам наши дети сдают ЕНТ?" - устроила экзамен министру Дарига Назарбаева.
"ЕНТ наши дети сдают по учебной программе", - ответил он более-менее уверенно.
"По каким именно предметам?" - уточнила она.
"Эээ... четыре предмета, значит: язык, математика, история и один по выбору. Но они не сдают ЕНТ по учебнику, они сдают ЕНТ по программе. А соответствие учебника программе как раз проверяет наш центр "Учебник", - сказал Саринжипов.
Чуть позже эту тему продолжит депутат Гульмира Исимбаева. "К ЕНТ они (ученики. - Прим. автора) готовятся по учебникам. Когда сегодня говорили о том, что полностью сейчас соответствуют тестовые вопросы и учебники, это тоже очень спорно. Буквально через два месяца будет ЕНТ, это опять покажет", - предупредила она.
Депутаты, критикуя министра, все же как будто испытывали к нему некое сочувствие. Вот, например, в своем выступлении Мухтар Тиникеев объясняет министру, что без замечаний сегодня не обойтись: "Если мы сегодня свободно послушали вас и посмотрели на качество этих учебников, люди опять скажут: "слушайте, чем занимаются эти депутаты, почему они по всей строгости не спросили с этого министра, который ни за что не отвечает?". Просим вас все-таки навести порядок в издательстве, и я считаю, что все-таки нужна государственная монополия на школьные учебники, хватит уже заниматься этим бесчинством".
Страсти утихали. Разговор об учебниках постепенно уходил в другую плоскость. Депутат Валихан Бишимбаев задал вопрос о том, зачем вообще нужны школьные знания?
"Проведен анализ экспертами Всемирного банка, на который потрачены средства и который обозначил проблемы. Там обозначена одна главная проблема - знания, которые получают наши дети. Что они должны знать, для чего им нужны знания и как применить эти знания? Вот в этом самый главный вопрос. А у нас в общем-то и учебники, и преподавание чисто на запоминание. А где ему это пригодится? Вот эту сторону мы, к сожалению, забываем. В странах ОЭСР это стоит на первом месте", - заметил он.
Ему вторила и депутат Галина Баймаханова. "Сейчас ребенок не знает вообще, что главное: законы природы, законы общества или какие-то тенденции новомодные - вот эти вещи мы должны обсуждать, и как государственные люди очень ответственно к этому подходить", - отметила она.
Владислав Косарев пожалел министра. "Сегодня Аслана винить я не вижу оснований. Он как конь загнанный, его затуркали со всех сторон, он виноват. А это в целом-то порядочный, ответственный, грамотный государственник. Но в этом деле он один не осилит. Надо создавать систему и воспитывать кадры так, чтобы к этой системе начиналось уважение с образования, - сказал лидер фракции "Народные коммунисты", но в то же время согласился и с депутатом Тиникеевым. - Тиникеев правильно сказал, нам избиратель скажет: "Эй вы там, чего сидите?! У вас на глазах такое!"
Дарига Назарбаева предложила не торопиться с внедрением новых учебников, отложить на год. А пока нужно обеспечить школы недостающей литературой.
"10 августа обещано, что учебники поступят в школу. Я очень желаю, чтобы так и было. Как цыплят по осени считаем, будем молиться, к этому будем стремиться. Начало учебного года покажет. По крайней мере тогда мы поймем, что мы с вами здесь не зря работаем в Парламенте", - сказал она и последним предложением как бы согласилась с выступлениями Тиникеева и Косарева.
Напоследок она обратилась к Аслану Саринжипову: "Я хочу поблагодарить Аслана Бакеновича за то, что он так терпеливо, я знаю, что он волновался, готовился к нашей встрече сегодня, что министерство работало как улей в эти дни. И я прекрасно понимаю его положение тоже, и все это не просто. Сила инерции - она просто великая, ее преодолеть сложно, а надо, раз министром назвались. Преодолевайте сопротивление вашего аппарата и сделайте правильные вещи", - сказала Назарбаева.
После заседания главу Минобразования ждала еще одна атака. Теперь со стороны журналистов. Они тоже указывали министру на ошибки. Но только на странице в Facebook.
Источник/фото: Tengrinews.kz