Атырау, 21 декабря 10:23
 ясноВ Атырау 0
$ 523.86
€ 544.34
₽ 5.11

Очарованные музыкой степи

9 489 просмотров

Image 1Недавно в уютной гостиной дома управляющего NCOC Стефана де МАЙЁ собралась большая группа экспатов и атыраусцев – их друзей и коллег, ставших зрителями и слушателями камерного концерта.

«ПОЛЮБИТЕ ЕЁ, КАК МЫ»

Для выступления в «первом отделении» были приглашены местные профессиональные музыканты, а во «втором отделении», к большому удивлению публики, выступили сами хозяева – супруги Стефан и Шантэл де Майё, которые, оказывается, не только большие поклонники казахской музыки, но и сами музицируют.

Стефан говорит, что любовь к музыке, собственно, соединила их судьбы. И дети это переняли. Сын Эдвард профессионально танцует вальс, дочь Каролина обладает лирическим сопрано и учится музыке в г. Намюр, а младшая дочь Аврора играет на фортепьяно.

Шантэл аккомпанировала на рояле, а Стефан бархатным баритоном спел несколько оперных арий, а также несколько романсов, музыку к которым он сам сочинил на стихи любимых французских поэтов. В завершение вечера в качестве музыкального сюрприза (хотя весь этот вечер был одним большим сюрпризом!) топ-менеджер проникновенно исполнил на казахском языке песню Абая «Айттым салем, Каламкас».

Вечер был организован по инициативе группы Expat Partners Атырау в целях ознакомления иностранных специалистов, работающих в Атырау, с казахской народной музыкой, а Стефан и Шантэл предложили провести его у них дома.

Я очень люблю казахскую музыку, много её слушаю и сам пою, а Шантэл разучивает казахские песни, играя на рояле, – говорит Стефан.

Когда я это делаю, садовник-казах заглядывает в окно и широко улыбается, – добавляет Шантэл.

Мы хотим, чтобы экспаты, живущие и работающие в Атырау, поближе познакомились с казахской музыкой и, возможно, полюбили её так, как полюбили мы, – говорит Стефан. Они с Шантэл нередко бывают здесь на концертах.

ПАРАД ВИРТУОЗОВ

Image 2Приглашенный на этот вечер музыкально-этнографический коллектив, экспромтом созданный из музыкантов Атырауского академического оркестра народных инструментов имени Дины Нурпеисовой, выступил с разнообразной программой.

Искусство игры на нар-кобызе продемонстрировала этномузыковед и композитор Акнар ШАРИПБАЕВА, потомок прославленного кобызшы Ыхласа (1843-1916), исполнив произведения своего знаменитого предка «Коркыт», «Жез киик» (Медный сайгак). А «Каскырдын улуы» (Волчий вой) она исполнила настолько мощно, что позже некоторые из зрителей признались мне: их буквально вжало в спинки стульев. Словно для того, чтобы привести их в чувство, Акнар затем сыграла более близкий по звучанию для европейского слуха «Романс» Латифа Хамиди.

Гульжан ЖОЛДЫБАЕВА продемонстрировала редкое искусство игры на шертере – родственном домбре трехструнном щипковом инструменте, который по звуку напомнил мне… банджо.

Концертмейстер, домбрист Ерлан РАИСОВ показал разные исполнительские стили (школы) игры на домбре. Демонстрируя стиль «токпе» («всей кистью, потоком»), характерный для Западного Казахстана, он виртуозно сыграл знаменитый кюй «Адай» Курмангазы, а для стиля «шертпе» («касанием, щелчком») подобрал более известный в Восточном Казахстане кюй «Конил толкыны»(Волны души) Сакена ТУРЫСБЕКОВА. Затем исполнил кюй Нургисы Тлендиева «Акку» (Белая лебедь), сочетающий оба эти стиля.

Image 3Эльмира ИМАНБАЕВА на глиняной флейте сазсырнай, найденной при раскопках древнего городища Отрар, исполнила произведения Ермурата Усенова «Весёлый арбакеш» и Н. Тлендиева «Балапандарым». Зрители удивлялись тому, как из такой маленькой глиняной флейты размером с куриное яйцо можно извлекать такие волшебные звуки.

Фурор вызвала игра на экзотических инструментах – агаш-кобыз, шанкобыз, сыбызгы (свирель, флейта), сопровождаемая горловым пением молодого талантливого Бауржана АКТАЯ. Сыбызгы – это особый вид флейты, в которую музыкант не дует, как мы привыкли, а поет, что создает такой необычный звук.

Все исполнители были великолепны. Можно только порадоваться, что в наш стремительный век мы всё же имеем потрясающую возможность услышать голоса древности, сбереженные нашими музыкантами.

Под занавес музыканты сыграли кюи Таттимбета «Саржайлау» и Сугира «Ынгайток», звучание которых, построенное на синкопированном ритмическом рисунке, мне показалось похожим на джазовую музыку. В этот момент и Таттимбет, и Сугир представились мне в абсолютно новом образе – молодых музыкантов, которые сидят и свободно импровизируют, а не в стереотипных образах бородатых стариков, завернутых в чапаны, коими мы их привыкли представлять…

Завершилось выступление местных музыкантов, конечно, кюями бессмертного Курмангазы.

ПОСЛЕВКУСИЕ

Image 0Музыканты были в ударе, зрители бурно аплодировали, кричали «Браво!», но выразительнее аплодисментов, по-моему, были их глаза. В них сиял восторг.

Меня поражает домбра – у неё всего две струны, но музыканты исполняли такие сложные произведения, что и не снились западным гитаристам, – поделилась после концерта Шантэл.

По той реакции, которая была на концерте, можно понять, что казахская традиционная музыка настолько привлекательна своей яркостью, эмоциональностью и поэтичностью, своей философской глубиной – что её нужно открывать миру. Мы давно это поняли, – сказал Стефан. Шантэл кивала, а потом обняла его. Было видно, что у них в жизни есть ещё одна страсть – казахская музыка.

Зинат УРЫНБАСАРОВА

Фото автора

14 мая 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.