На прошлой неделе заммэра Москвы по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков сообщил, что в столице впервые за 20 лет поменяют все бордюры. По его словам, за три года в пределах Садового кольца бордюры заменят на гранитные - "так, как исторически было", а за пределами установят новые бетонные. Сколько денег потребует столь масштабное мероприятие, пока официально не сообщалось. Не дождавшись ответа от властей, издание РБК решило провести подсчеты самостоятельно, опросив экспертов.
Общая протяженность улиц, проездов и набережных Москвы на конец 2013 года составляла 5860 километров. Поскольку бордюр обрамляет улицу с обеих сторон, этот показатель надо умножить на два. В статью расходов, помимо собственно установки новых бордюров, входят демонтаж и погрузка старых, вывоз и утилизация, возможная замена асфальта, газона или тротуарной плитки на прилегающей территории.
Таким образом, исходя из всех возможных затрат, установка одного метра бетонного бордюра может стоить 857,5 рубля, отмечает РБК. Тогда на все столичные улицы может потребоваться около 10 млрд рублей, если бордюры будут менять и в Новой Москве, и 7,6 млрд без учета присоединенных территорий.
Стоимость гранитных бордюров внутри Садового кольца издание оценивает приблизительно в 56 млн рублей, а для Тверской улицы протяженностью 1,6 км - в 6 млн рублей. Однако пока неизвестно, какие улицы оденут в гранит и какова их протяженность. Протяженность нескольких десятков крупнейших центральных улиц вместе с Садовым, но без переулков и набережных, по расчетам РБК, составляет порядка 100 км. Получается, что за гранитные бордюры только для них придется доплатить еще 200 млн рублей.
В конечном итоге замена бордюров может обойтись Москве дороже, чем укладка тротуарной плитки, инициированная Сергеем Собяниным после назначения его мэром Москвы, - общая стоимость этого скандального проекта оценивалась в сумму до 4 млрд рублей. Откуда правительство возьмет деньги на новые бордюры и кто будет их устанавливать, пока неизвестно.
Эксперты удивлены, блоггеры строят догадки
Эксперты, опрошенные РБК, считают повсеместную замену бордюров необычной инициативой. "Чтобы мы устанавливали отдельно бордюр - такого за 15 лет еще никогда не было, только вместе с брусчаткой", - говорит начальник отдела строительства компании "Росгранит" Юрий Прокопович. "Заменить все бордюры - звучит очень поверхностно: непонятно, поможет ли это улучшить качество городской среды?" - задается вопросом партнер архитектурного бюро Kleinewelt architekten Николай Переслегин.
А директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС Ирина Ирбитская удивлена, что на такой проект нашлись деньги, потому что плохие бордюры - далеко не главный источник жалоб москвичей. "В городе есть масса проблем поважнее, которые требуют немедленного решения: беда с инженерными коммуникациями - водопроводом, электричеством, канализацией, из-за этого часто случаются аварии, - перечисляет она. - В Москве недостаточно пешеходных переходов, и жителям приходится делать большие крюки, чтобы перейти улицу. Бордюры могли бы подождать".
Блоггеры между тем снова подозревают заинтересованность в этом проекте бывшей жены мэра Собянина, которая в свое время якобы была известна в Тюмени под прозвищем "Ира Бордюр". В годы губернаторства нынешнего мэра Москвы в Тюмени Ирина Собянина якобы владела дорожно-строительной фирмой "Аэродромдорстрой", замостившей тюменские площади плиткой и обрамившая дороги гранитными бордюрами, писал в апреле 2011 года "Коммерсант". Однако тогда в пресс-службе мэра Москвы опровергали всякую информацию о причастности фирмы супруги столичного градоначальника к повсеместной замене асфальта на плитку. В 2014 году Собянины развелись.
Источник: NEWSru.com Фото: РБК