Из-за нехватки пастбищ скотина в посёлке Махамбет пасётся на посевных полях. Но вот беда, коровы и лошади стали гибнуть. Махамбетцы считают, что животные отравились мёрзлым луком, несобранным с полей КХ «Феликс». Но доказательств у них пока никаких.
Посевные поля находятся в 12-13 км от посёлка Махамбет. И там действительно с прошлой осени остался несобранный лук, который и стал кормом для коров и лошадей.
– Я живу в Коздикаре, держу немного скота, – говорит крестьянин Алибек КАБИЕВ. – В прошлом году была сильная засуха, поэтому свежей травы нет, вот скотина и ест мёрзлый лук. Не знаю, есть ли связь, но у животных ломит ноги, случаются выкидыши, некоторые умирают. У меня четыре лошади сдохли.
У крестьянина Толегена АХМЕДИЯРОВА с участка «Мойнак» умерли три лошади и две коровы, и тоже по неизвестным причинам. Аналогичные факты были зарегистрированы и в селе Махамбет. У Нуржана АХМЕДИЯРОВА, Дуйсенбая РЫСКАЛИЕВА и Саламата СМАДИЯРОВА погибли по две лошади.
Останки одной лошади были отправлены в лабораторию. По результатам анализов установлено, что содержание нитратов в организме животных увеличено. Но диагноз «отравление» поставлен не был.
– Может быть, крестьяне использовали слишком много удобрений? – говорят владельцы скота. – Мы пожаловались в местный акимат, но власти не торопятся что-либо предпринимать.
Начальник районной ветеринарной станции Асхат КАБЕСОВ:
– Не зарегистрировано ни одного факта падёжа животных от отравления. Не зафиксировано и инфекционных заболеваний. А от чего случился падёж скота у крестьян, я не знаю. Это установит только лабораторное исследование.
По словам начальника Махамбетского районного отдела сельского хозяйства и земельных отношений Кайредена НАУБАЕВА, посевные поля находятся под охраной, владельцам скота дано указание, чтобы они пасли свой скот в 25-30 км от посевных полей.
– В конце октября прошлого года из-за внезапного понижения температуры воздуха на 10-12 градусов овощи замёрзли, – говорит К. Наубаев. – На 55 гектарах земли, принадлежащих восьми крестьянским хозяйствам, остались несобранными лук и картофель. Большая часть принадлежит хозяйству «Феликс», у них замёрз лук на 34 гектарах. Из-за сильных морозов не было возможности и обработать землю. Но в этом году крестьянское хозяйство «Феликс» привело посевные площади в прежнее состояние. В районе 961 718 га земли, в том числе 808 226 га отведены под пастбища. Но в последние годы стали частыми засухи, так что скоту негде пастись.
Руководитель крестьянского хозяйства Енисей ЮН (на снимке) не согласен с владельцами скота, которые уверены, что скот умирает от мёрзлого лука. По его словам, в составе овощей, которые он продаёт, нет нитратов.
– Крестьянское хозяйство «Феликс» с 2012 года обеспечивает область овощами на 25%. СПК «Атырау» для областного фонда стабилизации покупает у нас 1 500-2 000 тонн овощей. У КХ «Феликс» на территории Махамбетского района имеется земельный участок в 735 га. В этом году планируем посев на 160 га. В прошлом году мы засеяли 200 га. В том числе на 65 гектарах мы выращивали лук, – говорит Енисей Юн. – Хозяева скота должны следить за ним, не давать ему пастись на посевных полях. Мы молчим, когда коровы забредают на огороженные поля летом, когда созревает урожай, так как не хотим ссориться с соседями. А иногда обнаруживаем развороченную ограду, чтобы коровам было удобно зайти на поля, разве это порядочно? Возвращаясь к теме нитратов: я несколько раз за сезон сдаю продукцию в лабораторию на проверку, нитратов ни разу обнаружено не было. Сейчас мы используем капельное орошение,удобрения при такой технологии не нужны. Согласно норме, на 1 гектаре земли мы распыляем 500-600 кг удобрений. Раньше, когда мы не использовали капельное орошение, удобрений добавляли в два раза больше.
Ляззат КАРАЖАНОВА