Падение цен на нефть, а также резкое ухудшение отношений между странами Запада и Россией может снизить доходность нефтегазовой отрасли Казахстана. Нефть Кашагана с её высокой себестоимостью ($100 за баррель) при сохранении низких цен никому не нужна, завершение Проекта будущего расширения на Тенгизе откладывается не менее чем на два года, а России не нравится идея Казахстана о строительстве собственного газоперерабатывающего завода в Западно-Казахстанской области, работающего на сырье с Карачаганакского газоконденсатного месторождения.
«МИЛЛИАРД – И НИ ЦЕНТА МЕНЬШЕ!»
Согласно представленным учредителям Тенгизшевройла в ноябре прошлого года обновленной сметы и графика работ, проект под названием «Управление устьевым давлением/Проект будущего расширения» (ПУУД/ПБР) ТШО подорожал вдвое, а сроки его реализации отодвинулись на два года. Так, если в апреле 2014 года его стоимость составляла $23,7 млрд, то в ноябре того же года она достигла $38,8 млрд. В частности, стоимость объектов ПБР выросла с $11 млрд до $14 млрд, объектов ПУУД – с $10,4 млрд до $22,4 млрд. Сроки ввода в эксплуатацию объектов ПБР перенесены с 2019 на 2021 год. Ясно, что казахстанская сторона от столь резкого удорожания проекта не в восторге. Напомним, что казахстанская компания КМГ владеет 20% акций ТШО, и расходы нашей стороны в проекте выросли пропорционально этой доле. Остальные акционеры: Шеврон – 50%, ЭксонМобил – 25% и ЛукАрко – 5%.
В свой последний визит в Атырау министр энергетики РК Владимир ШКОЛЬНИК заявил, что в настоящее время ведется работа по оптимизации ПБР в сторону уменьшения его стоимости.
Однако казахстанскую сторону сегодня больше волнует другое. По информации «АЖ», КазМунайГаз уже предупредил Тенгизшевройл о недопустимости значительного снижения поступлений от ТШО в бюджет РК в период строительства проекта. В частности, ТШО было предложено пересмотреть условия финансирования проекта с тем, чтобы в период строительства ПУУД/ПБР КазМунайГаз получал дивиденды на сумму не ниже $1 млрд.
Ранее КМГ предлагал ТШО использовать в качестве источника финансирования заёмные средства ($8-11 млрд) и даже подписал Меморандум, где определялись размеры заимствования, источники средств и условия финансирования.
Окончательное решение о финансировании ТШО планирует принять до конца 2015 года.
ТШО ИЩЕТ ПУТИ В ОБХОД РОССИИ
В случае дальнейшего ухудшения отношений Запада и России возможна эскалация санкционной войны, гипотетически – вплоть до остановки экспортных потоков казахстанской нефти и газа через российскую территорию.
Основным маршрутом транспортировки тенгизской нефти является нефтепровод КТК, пролегающий через Россию, и железнодорожные маршруты в Одессу и Тамань. Неслучайно в последние годы ТШО пытается диверсифицировать экспортные поставки, изучая различные рынки, включая Азиатско-Тихоокеанский регион.
В ноябре прошлого года в интервью казахстанскому изданию «Панорама» гендиректор ТШО Тим МИЛЛЕР сообщил, что в компании работает группа, занимающаяся исследованием вопроса о возможных последствиях антироссийских санкций для Тенгизшевройла.
«Они изучали, чем это может закончиться и как нам поступать в таких ситуациях. В данный момент эта группа продолжает работать. Они делают мониторинг. И, соответственно, работают над выработкой альтернативных решений по смягчению возможных последствий санкций. И мы уже ввели некоторые смягчающие меры, которые предложила наша группа, в отношении транспортировки сжиженного углеводородного газа. Мы изменили маршрут поставки этой продукции, что помогло нам избежать последствий от санкций. Конечно, для нас хорошо, если мы будем иметь альтернативные направления», – заявил Миллер тогда.
На вопрос журналиста, рассматривает ли ТШО в качестве такой альтернативы китайское направление (после того, как компания “КазТрансОйл" выполнит реверс нефтепровода Атырау – Кенкияк), Миллер ответил: «Да. Мы обращаем внимание на безопасность этого маршрута, надежность и коммерческую сторону. И мы продолжаем рассматривать все возможные маршруты».
А в2013 году ТШО возобновил транспортировку нефти по так называемому Южному маршруту – трубопроводу «Баку – Тбилиси – Джейхан» (БТД), прерванную в 2008 году из-за высоких тарифов на перекачку.
По Южному маршруту тенгизская нефть экспортируется из Казахстана через порт Актау по Каспийскому морю в порт Баку и далее по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан в порт Батуми на Черном море, или в порт Джейхан на Средиземном море для дальнейших поставок на международные рынки. ТШО зафрахтовала танкер «Актау», принадлежащий Казмортрансфлоту, для перевозки нефти из Актау до Баку.
Любопытно, что 23 февраля с.г. на сайте компании Шеврон появилась информация о завершении модернизации железнодорожной системы на Тенгизе в соответствии с требованиями ж.д. перевозок США и РК и правилами безопасности ТШО. Согласно информации, общая длина ж.-д. путей составляет 290 км., в том числе 96 км основной магистрали и 194 км. подъездных и тупиковых линий. При этом, если в начале эксплуатации Тенгиза парк состоял из отслуживших свой срок и нуждающихся в ремонте шесть локомотивов, то сегодня их 30. С 1995 г. посредством железной дороги ТШО отгрузил 492,2 млн баррелей нефти.
Примечательно, что ж.-д. магистраль, наряду с КТК, позиционируется компанией как основное средство транспортировки нефти, позволяющее, в отличие от трубопровода,поддерживать поставки разного вида сырья, несмотря на погодные условия, плановые и внеплановые ремонты.
ОРЕНБУРГСКАЯ УДАВКА
По информации «АЖ», по сей день не решается давно обсуждаемый вопрос о строительстве Карачаганакского ГПЗ и магистрального газопровода «Аксай – «Бухара – Урал». Эти проекты связаны между собой, поскольку составляют основу 3-й фазы расширения крупнейшего нефтегазоконденсатного Карачаганакского месторождения, реализацию которой планируется начать в 2017 году.
Между тем проект ГПЗ и заключение госэкпертизы были готовы еще в 2012 году. А в марте 2013-го экс-министр нефти и газа РК Сауат МЫНБАЕВ в ходе визита в Москву предложил российской стороне внести изменения в Соглашение между РК и РФ в части отбора газа для будущего ГПЗ. Однако российская сторона заявила, что внесение изменений, предложенных казахстанской стороной, потребует денонсации действующего Соглашения и подписания нового. В связи с чем у казахстанской стороны возникли опасения о возможном отказе или ограничении приемки карачаганакского газа на Оренбургский ГПЗ.
Напомним, что система транспортировки «Качараганак – Оренбург» состоит из пяти трубопроводов протяженностью 140 километров, по которым углеводороды с Карачаганакского месторождения транспортируются на оренбургский ГПЗ. Договор купли-продажи газа с Карачаганакского месторождения был подписан в июне 2007 года между Karachaganak Petroleum Operating B.V. (КПО) – оператором Карачаганского проекта и ЗАО «КазРосГаз» – совместным казахстанско-российским предприятием.
Акционерами КПО являются «Би Джи Групп» (29,25%), «Эни» (29,25%), «Шеврон» (18%) и «ЛУКОЙЛ» (13,5%), с 1 июля 2012 года в состав вошла казахстанская компания КМГ с долей участия в 10%.
Однако последняя по времени информация от наших источников обнадеживает. Между сторонами – КМГ и Газпромом – идут непростые переговоры. Достигнуто согласие по основным вопросам продления договора купли-продажи газа, и идут дальнейшие переговоры по окончательным условиям.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА