Постановка иллюстрирует некоторые эпизоды детства из автобиографии президента Нурсултана Назарбаева. Мальчика на сцене зовут Нуржауган, а не Нурсултан, но все мальчишки и девчонки в зрительном зале знали от взрослых, что подразумевается все-таки Нурсултан. Вряд ли кто-нибудь, даже сам Р. Отарбаев сможет объяснить им, зачем надо было прятать Нурсултана за Нуржауганом (играет его выпускник жургеновского института актер Архат Мухамажитов)? Возможно, сам президент или его приближенные посчитали, что для официальной канонизации образа Основателя казахского государства, Отца народа и т.д. необходимо более фундаментальное, авторитетное произведение придворного искусства. А в качестве одного из пробных шаров, как бы конкурсных эскизов будущего эпического полотна этот детский спектакль провинциального театра о мальчике, мечтающем построить большой дом, даже город, вполне сойдет. Видимо поэтому местная власть дистанциировалась от этого события в культурной жизни города, и в зрительном зале не было партии «Нур-Отан» в полном составе, был лишь взвод дисциплинированных солдат и стайки детишек школьного возраста на половину рядов.
Старания авторов спектакля придать биографии мальчика из Чемолгана эпические черты очевидны и наверняка положительно оценены цензурой Ак Орды. В духе тюрко-монгольских традиций, необходимо было отыскать генеалогические корни и магические приметы, свидетельствующие о непосредственной причастности героя к космической силе, творящей историю людей, в данном случае казахов. Такие свидетельства у авторов спектакля есть: дух воина и святого из Семиречья Раимбека услышал просьбу бездетных родителей дать им сына; бабушка и мама видели вещие сны о рождении незаурядного мальчика; отыскиваются в родословной нити, ведущие к известным и малоизвестным героям рода шапрашты и Улы жуза, духи этих героев пугают своей внезапной материализацией всех, кто находится в это время рядом с мальчиком; сам Джамбул навещает малыша и благословляет его, во время этой встречи глазами мальчика Нуржаугана присутствующие явственно видят и слышат огненно-красного рычащего тигра, невидимкою сопровождающего акына и т.д. Дети с интересом смотрели эти сцены, тем более что самые волшебно-сказочные из них были усилены кино- и аудиоэффектами.
Однако театр требует действия и развязки фабулы. Тут из исторической мифологии ничего не выжмешь, к тому же герой-то еще жив и царствует, и финал на самом деле не просматривается. Поэтому придуман простой ход: малыш в самом начале спектакля рассказывает и показывает сверстникам с помощью кубиков-кирпичиков, какой большой, высокий-высокий дом он построит, когда вырастет, даже дерется с мальчишами-плохишами, дразнящими его «мактаншак» (хвастунишка). И в заключительной сцене мальчик Нуржауган срывает белое покрывало с макета города Астаны размером, наверное, 1,5 на 2 метра, выполненного очень реалистично, с узнаваемыми зданиями и проспектами, с яркими, мигающими огнями, и сгрудившиеся мальчишки и девчонки послевоенного Чемолгана заворожено смотрят на это чудо из будущего. А на заднем плане, размерами во всю стену, сменяются кинокадры современной Астаны, достигает апофеоза и музыка, и всё это вызывает неподдельный восторг детишек в зрительном зале. Китч торжествует.
Сабыр КАИРХАНОВ
27 мая 2009, 00:00