Фото: ForexAW.comТОО «Тенгизшевройл» для перевозки грузов в объеме 386 тыс. тонн для будущего завода 3-го поколения собирается рыть морской канал в особо охраняемой государственной заповедной зоне акватории Северо-Восточного Каспия. Канал длиной 66 км, шириной 66 м, глубиной 4,8 м.
При строительстве этого канала произойдут коренные изменения экосистемы морской среды. В будущем погибнет огромное количество птиц, рыб, тюленей и др. в связи с созданием «адских» условий, нарушающих биологическую среду их мест обитания, которая сложилась в течение многих миллионов лет.
Между тем биоресурсы моря охраняются нашим законодательством. Статья 73. Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» гласит: «Акватория восточной части Северного Каспия входит в государственную заповедную зону, предназначенную для сохранения рыбных запасов, обеспечения оптимальных условий обитания и естественного воспроизводства осетровых и других ценных видов рыб». Согласно данной статье, в акватории Северо-Восточного Каспия разрешены геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья, но с соблюдением особых экологических требований, учитывающих сезонные миграции птиц, рыб, тюленей и их кормовые базы.
Из этой статьи явствует, что запрещено проведение других физических разрушительных работ на территории особо охраняемой государственной заповедной зоны Северного Каспия. В любом случае для проведения таких работ, как строительство канала, должно быть детально изучено длительное воздействие их физических и химических факторов на обитателей моря.
Результаты комплексных научно-исследовательских работ по оценке влияния строительства морского канала на окружающую среду должны быть детально обсуждены населением. Окончательное решение должно быть принято постановлением правительства РК. Кроме того, согласно статье 4 Рамочной конвенции по защите морской среды Каспийского моря, вступившей в силу 12 августа 2006 года, Казахстан берет на себя обязательство самостоятельно или совместно принимать все необходимые меры для сохранения и восстановления морской среды Каспия. А согласно статье 14 той же Конвенции, наше государство должно обеспечить условия, при которых биологические виды не будут подвергаться опасности исчезновения из-за чрезмерной эксплуатации, должно сохранять биоразнообразие и среду обитания для редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, а также уязвимых экосистем.
Согласно духу и букве Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» и Рамочной конвенции, строительство разрушительного для природной среды морского канала должно быть запрещено.
Однако ТОО «Тенгизшевройл» при поддержке министерства энергетики РК, нарушая существующее законодательство по охране и защите акватории Северо-Восточного Каспия, собирается строить морской канал.
Надеюсь, надзорные правоохранительные органы Республики Казахстан и Атырауской области рассмотрят данную проблему и примут свое решение.
М. Диаров, директор Научного центра региональных экологических проблем АИНГ, доктор геолого-минералогических наук, профессор