Еще меньше месяца назад в ТШО отрицали информацию о предстоящих сокращениях в подрядных строительных компаниях, занятых на Проекте будущего расширения (ПБР) на Тенгизе. Однако уже в конце февраля остановлена часть работ по контрактам, заключенным между казахстанскими компаниями и генподрядчиком ТШО – KPJV LTD.
KPJVLTD( КейПиДжейВи Лимитед) – это совместное предприятие казахстанских: Казахстанского институту нефти и газа (КИНГ) – 20%, «Казгипронефтетранс» (КГНТ) – 20% и альянса иностранных компаний FWP Limited (Worley Parsons Limited и Fluor Limited) – 60%.
По нашей информации, сокращение персонала началось в компании «Нефтестройсервис» (НСС), с которой с KPJV ранее заключила контракт на строительные работы. По словам учредителя НСС Ибрагима АКДРАШЕВА, в конце февраля из ТШО пришло письмо с уведомлением о приостановлении работ до 1 января 2016 года. В частности, остановка коснулась работ по строительству подземных трубопроводов, железнодорожного тупика и др.
– Для нас это сообщение было неожиданным, – сказал нам Акдрашев, - Надеясь на заключенный контракт, мы на собственные средства закупили оборудование, технику, произвели капитальный ремонт имеющегося оборудования, мобилизовали людей, а теперь такой казус. Мы вынуждены будем высвободить до 300 работников, среди которых есть как инженеры, так и неквалифицированные рабочие. По возможности постараемся трудоустроить часть на имеющиеся позиции. Однако, разумеется, оставить весь персонал не получится.
Генеральный менеджер капитальных проектов ТШО Карл БРЭННЕН (на снимке), в ходе ежегодной конференции в Атырау «Казнефтегазсервис-2015» подтвердил нашу информацию:
– Да, проект действительно замедлился, но он не приостановлен. Ближе к концу 2014 года мы активизировали подготовительные работы по целому ряду крупных программ, запланированных на 2015 г. Но из-за падения цен на нефть мы не сможем поддерживать все крупные программы. У некоторых подрядчиков, действительно, приостановлены работы. Однако некоторые проекты, такие как строительство большого лагеря, даже расширены. Повторяю, проект не остановлен, просто темпы другие.
Учитывая, что строительством вахтового поселка для будущих строителей объектов ПУУД/ПБР займется альянс компаний «Искер» и Bonatti, возможно, Бреннен под «большим лагерем» имел в виду строительство «Шанырака 6» – дополнительного жилого модуля для работников ТШО.
В кулуарах конференции представители казахстанских строительных компаний выражали недовольство тем, что в качестве генерального подрядчика по строительству этого большого объекта был выбран давний партнер ТШО – сервисная компания «ЮСС Суппорт Сервисез» (Eurest Support Services), специализирующаяся на организации питания, эксплуатации зданий, транспорта и др. А та, в свою очередь, дала подряд на строительство турецкой компании Treysan. На сайте компании в разделе «Проекты» мы действительно нашли информацию о строительстве для ТШО жилых здании общей площадью 80 тысяч кв. метров на 8 тысяч человек – точную копию пяти имеющихся блоков «Шанырак» на Тенгизе. По неофициальной информации, сумма контракта превышает $100 млн.
Примечательно, что для реализации гигантского проекта ПБР Тенгизшевройл создал два юридических лица со схожими наименованиями. Это упомянутая выше KPJV Ltd. для работ в Казахстане, которая разместилась в офисах Флер и Уорли Парсонс в Атырау и в Алматы в гостинице «Риксос», а также Kazakh Projects Joint Venture Limited (PJV). В этой компании только два иностранных акционера: Fluor и Worley Parsons с равной долей акций. По информации наших источников, PJV курирует работы по проекту за пределами Казахстана и размещена в офисах Fluor в Фарнборо (Великобритания), Нью-Дели (Индия) и Хьюстон (США). Туда же, по словам тех же источников, уходит до 70% бюджета ПБР, общий размер которого, по последним данным, составляет $38,8 млрд.
Лаура СУЛЕЙМЕНОВА
Фото автора