Атырау, 13 октября 15:25
 ясноВ Атырау +12
$ 487.37
€ 532.94
₽ 5.09

Село, которого нет

8 150 просмотров

Село Кетебай сельского округа Жарсуат Индерского района считается одним из неперспективных населённых пунктов. Здесь всего около десяти домов и никакой инфраструктуры.

По словам акима сельского округа Жарсуат Насипкали АЗГАЛИЕВА, несмотря на то что проблема переселения села стоит на повестке дня, обеспечить жильём всех совсем непросто. И именно поэтому работы по переселению жителей сейчас прекратились.

– Село Кетебай появилось на карте области 50 лет назад. Сегодня оно не считается населённым пунктом, даже названия лишили. Раньше здесь жили скотоводы и механизаторы совхоза, а сейчас у села никаких перспектив, – говорит Н. Азгалиев.

Село Кетебай (или зимовка Кетебай) находится в 30 километрах от районного центра Индербор и в 60 километрах от сельского округа Жарсуат. Чтобы побыстрее добраться до зимовки, мы решили ехать через Индербор.

Дорога, ведущая до горы Индер, извилистая, плохая. Вот соляная шахта №99 глубиной 300 метров сейчас заброшена, а когда-то она содержала жителей целого района. Её законсервировали в 2012 году, после того как туда упал и разбился мужчина. Дальше шахты просёлочная дорога, а вот и село Кетебай.

Снега нет, но сильный морозный ветер не даёт возможности отдышаться. Нам навстречу не выбежали даже собаки, обычно встречающие гостей громким лаем –такой мороз. Мы пошли на густой дым из труб домов. У колодца два парня черпали воду:

– Из этого колодца мы пьём сами и поим скот. Если воды не будет, то всем придётся покинуть это место. Так мы и разговорились.

Онай ажеОнай ажеА вообще в селе проблема питьевой воды стоит остро. Летом водой из колодца пользуются непрерывно, иной раз он даже не успевает наполниться. Вода не отстаивается, поэтому чувствуется её соляной привкус. Но другой воды нет.

В 2008 году здесь вырыли три скважины для определения ресурса воды и её состава. После этого сюда никто не приезжал. Местные специалисты также особо ничего не могли рассказать про скважины. Далеко от села есть канал, некоторые жители, у которых есть возможность, пасут своих лошадей там.

Мы в гостях у Онай аже. Она со своим покойным мужем всю жизнь пасла совхозный скот.

– Раньше мы всё время кочевали, стригли овец. Раньше и зимы были суровее и более снежные, – говорит Онай аже. – Но даже в самые буранные дни гостей у нас было много. Казан с огня не снимали.

Онай аже воспитала десятерых детей – двух дочерей и восемь сыновей. Село Кетебай живёт лишь на деньги от продажи скота.

– Мои дети хотели создать крестьянское хозяйство, но трудно ежемесячно платить налоги, наш дом старый, со времён совхоза. Мы не можем взять в аренду земельный участок, не имея крестьянского хозяйства. Мы опасаемся, что скоро земельный конфликт обострится, – говорит Онай аже.

 

ЛЮДИ СТЕПИ

Талжибек НУРШАРИПОВАТалжибек НУРШАРИПОВАВ селе Кетебай нет природного газа, зимой печи растапливают кизяком. Жители несколько раз обращались в районный акимат с просьбой обеспечить село голубым топливом, но там заявили, что из-за малого количества домов здесь газопровод не проведут. Нет здесь даже сети сотовой связи, люди пользуются спутниковыми телефонами. В прошлом году село подключили к спутниковому телевидению Отау ТВ.

Сейчас жители села начали создавать крестьянские хозяйства и брать земельные участки в аренду. Многие не хотят отсюда уезжать. Один из них – работавший механизатором в совхозе 65-летний Сабыргали ТЕМИРАЛИЕВ:

– Если я уезжаю из села в город или Индер, у меня начинает болеть голова. Стараюсь скорее оттуда уехать. Приезжаю на зимовку, и мне мгновенно становится легко.

Он уговорил нас зайти к нему домой на угощение. Мы не смогли отказать. Супруга Сабыргали ага Талжибек НУРШАРИПОВА тут же кинулась накрывать дастархан:

– У нас пятеро детей. У каждого своя жизнь. Все, кроме одного, обзавелись семьями. Они зовут нас к себе, но мы не хотим уезжать отсюда. Здесь мы родились, не можем всё оставить, – говорит Талжибек апа. – Сейчас мы живём со свекровью, которой 87 лет. Живём неплохо, нас всё устраивает, если заболеем, у нас в селе есть фельдшер. Мы даже не думаем о переезде. Мы степные люди, нам трудно ужиться в другом месте. Нет ничего лучше свежего воздуха в этой степи.

Мы уезжали с маленькой зимовки невероятно отдохнувшие от городской суеты и напитавшиеся чистым воздухом.

Ляззат КАРАЖАНОВА

12 февраля 2015, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.