Титулом «известный» казахстанская пресса наградила 30-летнего атырауского мастера кисти и мольберта в 2004 году, когда премии в области искусства сыпались на молодое дарование, как из рога изобилия: «Жигер», «Шабыт», «Тарлан». После этого были два года поисков и ломки стереотипов. В итоге он из «необработанного» самородка превратился в зрелого виртуоза красок.
Рафаэль вспоминает, как после школы не смог поступить в художественный институт, вернулся в родной поселок Индерборский, где стал разгружать ракушеблоки на железнодорожной станции, а потом ровнял горячий асфальт на дорогах Курмангазинского района и соседней Астрахани. В армии молодому дарованию жилось припеваючи – все два года службы на Северном флоте он мастерил альбомы для матросов, уходящих в дембель.
После службы Рафаэль все-таки поступил на факультет изобразительного искусства – когда обучение живописи началось в Атырауском педагогическом институте. В столице до сих пор диву даются, как в провинциальном вузе могли «высидеть» такого «птенчика». Между тем «мальчик», признанный в старушке-Европе больше, чем у себя на родине, невзлюбил слово «профессионал», считая, что это заталкивает человека в рамки должных обязанностей, правил вождения, техники безопасности и прочего. По его мнению - вскочить среди ночи и сделать набросок на бумаге, целыми днями лежать на диване, ночью пить кофе, и за несколько дней сотворить на холсте шедевр – вот что значит быть настоящим художником.
Из последних пяти лет Рафаэль в общей сложности около года провел в Европе, и в курсе тамошних перемен. Там художники, одурманенные свободой, плюют на существовавшие доселе в живописи стили - совмещают фото, видео, аппликации, краски, холсты и бумагу, одним словом находятся в вечном поиске.
Рафаэль же старается придерживаться стиля «джазовая живопись», создателем которого является… он сам. Его часто спрашивают, кто придумал этот стиль? Отвечает художник всегда одинаково – так рисуют в Атырау.
Излюбленное занятие молодого мастера - участие в международных пленэрах. Это когда художники из многих стран съезжаются в одном место, и начинают рисовать на улице на глазах у публики. Это то же самое, что и выступление певца без «фанеры».
Мы побывали дома у Рафаэля, и познакомились с его семьей. У художника очень красивая жена, её черты угадываются в лицах многих женщин на его полотнах.
- Не пора ли изменить воздушное настроение, исходящее от твоих картин, и заняться темами, волнующими людей? Например, экология? – спрашиваю у Рафаэля.
Мастер пожал плечами - не любит он когда ему диктуют. Но кажется заинтересовался.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ
15 апреля 2009, 00:00