Повышение цен на АИ-92 не решило проблемы дефицита бензина – с конца прошлой недели работа на местных АЗС практически парализована. На выходных, чтобы заправиться, владельцам автомашин приходилось выстаивать двухчасовую очередь. Отсутствие ГСМ на местных заправках объясняют тем, что крупные трейдеры (оптовики) не отпускают бензин для АЗС.
АНПЗ
По данным Казахстанской топливной ассоциации (КТА), в Атырау порядка 20 оптовых компаний, которые работают с АНПЗ. Они заходят на завод со своей нефтью, завод её перерабатывает, и далее переработанную продукцию оптовики распределяют по АЗС.
Почему трейдеры прекратили отпускать бензин автозаправкам? Это главный вопрос, который остается без ответа. В КТА нам объясняют, что причины у оптовиков разные: одни из них говорят, что завод не отпускает бензин, другие ссылаются на то, что у них нет ресурса (сырой нефти) для сдачи на переработку.
Ситуацию на местном бензиновом рынке как бы «изнутри» нам обрисовал один из владельцев АЗС, не называя себя:
–Проблемы с бензином у нас начались с мая. До этого мы покупали его оптом у КМГ-Онимдери, который предлагал нам литр бензина по 103 тенге при розничной цене 115 тг. Но затем КМГ-Онимдери перестал нам отпускать, сказав, что у них нет ни 92-го, ни 95-го. С мая мы перебивались за счет нормы распределения, установленной акиматом. Ка вы знаете, с давних пор действует трехсторонний меморандум между оператором (крупные трейдеры), облакиматом и АЗС. Согласно данному меморандуму оптовики нам должны продавать бензин по такой цене, чтобы мы имели маржу в 13-17%.
В акимате нам говорят, чтобы мы присылали заявку каждый месяц не позднее 25 числа, и в начале месяца дают нам распределение: сколько и у каких оптовых компаний нам закупать. И тут начинаются проблемы. Мы обращаемся к трейдерам, а они говорят – у них ресурсов нет. Но как такое может быть, ведь распределением объемов занималось министерство нефти и газа (МНиГ). АНПЗ подчиняется этому министерству и предоставляет ему информацию по объему нефтепродуктов. И основываясь на этих объемах, МНиГ распределяет их по атырауским АЗС. Но, несмотря на это, оптовики не отпускают нам ГСМ. Возможно, из-за условия в меморандуме о марже в 13-17% для атырауских АЗС крупным трейдерам невыгодно продавать нам, и они продают бензин дороже другим частникам.
РОССИЙСКИЕ НПЗ
По данным КТА, в этом году Россия перешла на выпуск бензина стандарта Евро-4 и Евро-5, и только один российский завод выпускает бензин Евро-3, но он находится далеко от границ с Казахстаном, поэтому наша страна с ним не работает. Казахстанские НПЗ выпускают бензин стандарта Евро-2. С начала года бензин на внутреннем рынке России подорожал на 30%–в пересчете на наши деньги литр 92-го на российских АЗС стоит 150-160 тенге. В этой цене сидят акцизы и НДС (примерно по 18%). Россияне нам продают без акциза и НДС, соответственно, оптовая цена получается дешевле – 125 тенге за литр на границе с Актобе. Однако транспортировка до Атырау, по словам владельцев АЗС, обходится в 5-8 тенге. В итоге, получается почти как розничная цена.
1 сентября КТА направила письмо на имя премьер-министра РК Карима МАСИМОВА, в котором просит отменить регулирование цен на бензин и дизтопливо стандарта Евро-4 (в России его называют К4)и выше, поставляемые из РФ и других стран. Приводим отрывок из письма: «Потребности рынков нефтепродуктов Казахстана на 40% покрываются за счет импорта в основном из Российской Федерации… Данная мера позволит осуществить поставку нефтепродуктов класса К4 и К5 из Российской Федерации, которая сейчас невозможна из-за высокой себестоимости… На основании вышеизложенного просим Вас рассмотреть вопрос об исключении нефтепродуктов экологического класса К4 и К5 из Перечня нефтепродуктов, на которые устанавливается государственное регулирование цен, и разрешить их продавать по коммерческой цене».
По словам нашего источника, в случае отмены регулирования цен стоимость завезенного из России 92-го бензина на местных АЗС достигнет 150-155 тенге за литр.
– Я сам недавно российский бензин закупал по 125 тенге. Цена реализации у нас – 128 тенге. При такой цене доходность в месяц получается 180 тысяч тенге. На АЗС у меня работает 47 человек. Поэтому только зарплата получается более 3 млн тенге, плюс аренда АЗС, поскольку я не собственник, комуслуги, налоги и прочее. Сейчас на моих заправках 95-ый продается только по талонам, 92-го осталось 4 тонны, есть еще дизтопливо. Я выживаю только за счет того, что оказываю еще и транспортные услуги. Многие заправки стоят парализованные.
Нам сказали, что распределение объемов на сентябрь готово и лежит у Накпаева, замакима области, пусть вывесят список в открытую. Ведь толка от этого меморандума никакого. Каждый раз акимат запрашивает у нас сводки, остатки, цены, а взамен ничего. Поэтому мы просим, чтобы Казахстан снял запрет на регулирование розничных цен. Если наш завод не дает нам бензина, другого выхода просто нет.
Еще одним фактором, создающим дефицит бензина, по словам источника, является то, что АНПЗ работает не на полную мощность:
–Казахстану выгоднее всю нефть отправлять на экспорт, чем перерабатывать, поэтому наш завод работает на 60-70% своей мощности. Это тоже один из факторов дефицита. Нефти в стране не хватает. Также непонятно поведение КМГ, который сейчас рассылает владельцам АЗС коммерческие предложения – хочет взять в аренду наши заправки. Может, кто-то искусственно создает дефицит, чтобы вытеснить нас с рынка?
Кто же все-таки создает явно искусственный дефицит топлива в Казахстане?
– Нас любой орган может проверить, мы всего лишь посредники между оптовиками и населением, у нас нет больших емкостей для хранения топлива, поэтому мы не можем создавать или, наоборот, ликвидировать дефицит, - сказал нам анонимный владелец АЗС.
Действительно, разрозненные АЗС не могут искусственно создать дефицит. На это способны в первую очередь трейдеры, крупные поставщики и КМГ. Цель очевидна: добиться повышения розничных цен на бензин до уровня, обеспечивающего хорошую прибыль всем – трейдерам, включая КМГ, НПЗ и разным АЗС. К слову, к тому времени, когда в печать сдавалась эта статья, мы еще не получили ответы АНПЗ на наши вопросы. Нетрудно предугадать смысл ответов завода: сколько нам поставщики дают нефти, столько мы производим и отгружаем; дефицит – не наших рук дело.
…В этом году Китай на внутреннем рынке четыре раза снижал цены на бензин. Причина – небольшое снижение цен на нефть на мировом рынке. К слову, качество китайского бензина высокое. У нас, в нефтедобывающей стране, и повышение, и снижение цены на нефть обязательно ведет к росту цен на бензин.
Сауле ТАСБУЛАТОВА