– Это сегодня, следуя веяниям моды, мы меняем одежки, едва относив их сезон. А раньше одежду делали и приобретали на века, очень бережно с ней обращались и передавали в дар от старшего поколения младшему, – говорит заведующая отделом экскурсий областного историко-краеведческого музея Оксана АЛЬЖАНОВА, подводя меня к экспозиции, где представлены два сарафана уральских казачек.
Один из сарафанов в музей передал в 1968 году Павел Григорьевич КУТУЗОВ. Изготовлен он из бежевого атласа и шёлка, украшен ажурным золотым шитьём. Длина сарафана 140 см, обхват талии – 160 см.
– Как сообщил тогда музейным работникам Павел Григорьевич, наряд этот принадлежал его супруге Марии Михайловне, а та получила его в дар в день свадьбы от своей свекрови Анны Фадеевны КУТУЗОВОЙ в 1920 году. Комиссия при исследовании экспоната определила, что это настоящий сарафан уральской казачки XIX века.
Второй сарафан уральской казачки, выставленный на обозрение посетителей, принадлежал агроному из села Сарайчик Ирине Николаевне ЗРЯЧКИНОЙ 1923-го года рождения, а к ней перешёл по наследству от матери. После смерти Ирины Николаевны сарафан обнаружила в сундуке её сноха Надежда Константиновна ЗРЯЧКИНА, она-то в 2006 году и передала в музей чудом сохранившийся наряд. По заключению комиссии, он тоже относится к XIXвеку. Изготовлен из атласа и шёлка, украшен лентой с золотым тиснением и четырнадцатью пуговицами из горного хрусталя.
– Сарафан являлся классическим нарядом уральской казачки, в его комплект входили рубаха, собственно сам сарафан и подвздевок,– рассказывает О. Альжанова. – Рубаха, как правило, шилась из двух частей – «рукавов» и облегавшего тело «стана». Отличительная особенность такой рубахи – это плечевые вставки «полики», которые отделывались широким серебряным или золотым позументом – «галуном», закрывавшим шов. Ещё одной особенностью рубахи уральских казачек были очень широкие, пышные рукава: «мешок муки можно насыпать – вот уж рукава были». Так как рукава, в отличие от стана рубахи, выглядывали из-под сарафана, их шили из нарядных дорогих тканей, шёлка, атласа. А стан шился из простого холста или ситца.
Собственно сарафан, вид платья, надевался поверх рубахи. У казачек он закрывал грудь до самой шеи и опускался до пола. Так же, как рукава, его шили из дорогих тканей и отделывали галуном. Сарафан не распахивался на две полы, а был сплошным.
Конечно, по тем временам такой наряд был очень дорогой, и надевали его по особым случаям, по большим праздникам. И, как мы видим по этим двум экспонатам, бережно хранили и передавали по наследству. Традиционная одежда уральских казачек продержалась до середины XIXвека, а потом постепенно была вытеснена более дешёвой фабричной одеждой.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора