В экспозиционной юрте, находящейся в областном историко-краеведческом музее, мое внимание привлек подвешенный к деревянной решётке белый сосуд.
– Это желудок козы, – поспешила удовлетворить моё любопытство заведующая отделом экскурсий музея Оксана АЛЬЖАНОВА. – В 2007 году в ходе этнографической экспедиции наших работников в Курмангазинский район житель села Балкудук Шынгысбай АМАНГАЛИЕВ передал этот желудок в дар музею. В стародавние времена кочевые казахи использовали хорошо вычищенные и промытые желудки скота для хранения масла, сметаны, айрана. Желудок наполнялся тем или иным содержимым, крепко стягивался веревкой и погружался в прохладную колодезную воду. Таким образом, скоропортящиеся продукты хорошо сохранялись в таком вот своеобразном холодильнике.
Как рассказала О. Альжанова, с ранней весны, то есть с получением приплода и началом доения домашнего скота, и до глубокой осени в рационе казахской семьи преобладали различные виды молочных продуктов. Характерным для кочевого быта было то, что молоко не употребляли в свежем виде, а готовили из него кисломолочные продукты. На зиму в больших количествах заготавливали кислый сыр (курт). Его не просто ели, но и разводили по мере надобности в воде или бульоне. Такой напиток прекрасно утолял голод и жажду.
– Из злаковых растений казахи издревле пользовались просом. Крупы, из которых готовились всевозможные похлебки, хранились в холщевых мешочках в специальных деревянных сундучках.
В ноябре, после возвращения на зимовку, наступал период массового забоя скота для заготовки мяса впрок, на всю зиму. Для того чтобы сохранить мясо, его вялили, а позднее начали солить. Куски вяленого или соленого мяса хранили в муке. В таком виде оно могло храниться очень долго.
Тамара СУХОМЛИНОВА
Фото автора