Атырау, 26 апреля 23:10
 ясноВ Атырау +25
$ 444.22
€ 476.38
₽ 4.82

Большой холод в маленьких домах

4 400 просмотров
В Кызылкогинском районе насчитывается немало социально незащищённых семей. Наличие таких семей не стали скрывать и руководители района, выложив передо мной целый список. Нехватка времени и отдаленность населенных пунктов не позволили нам посетить все эти дома, и все же мы заглянули к нескольким, проживающим в селе Миялы.

БЕЗДОМНЫЙ АТАШ

Из невзрачного глинобитного домика навстречу нам вышел мужчина, которому на вид было чуть больше пятидесяти лет. Дети хозяина сын и дочь школьного возраста – по всей видимости, только что сели обедать за небогато накрытый дастархан. Девочка оказалась шустрой и на правах хозяйки дома пригласила нас за стол. Этот поступок не мог не вызвать чувство умиления. Мы уже успели убедиться в исключительной гостеприимности кызылкогинцев, вот и жильцы этой покосившейся мазанки готовы поделиться с нами последним куском хлеба.
– Этот домик, которому уже более сорока лет, принадлежит моему младшему брату Каржаубаю. В разделенной печью небольшой жилой комнате холодно и сыро. Особенно в дождливую погоду, когда начинает протекать крыша. Отстроить новый дом нам не по силам, потому что мы не имеем постоянной работы. Брат временно работает в здешней больнице. Моему теперешнему положению вряд ли кто позавидует. Жены уже нет в живых, сыну скоро исполнится 23 года. Он работает в Атырау, но большая часть его зарплаты уходит на квартплату. Теперь вот надумал жениться. И это в то время, когда у нас нет собственного угла и нам практически негде жить, – говорит Аташ САРМОЛДАЕВ.
Сам Аташ несколько лет работал чабаном в совхозе Жангельдина. Позже, когда совхозы расформировали, он, как и большинство скотоводов, остался не у дел. Его домик стал непригодным для дальнейшего проживания. Пришлось волей-неволей перебираться вместе с детьми и домашним скарбом к младшему брату. Жена брата тяжело больна: вот уже второй год она не может передвигаться без посторонней помощи и поэтому находится в больнице. Аташ является инвалидом III группы, но он никоим образом не прикрывается своей инвалидностью. Просто в Миялы очень трудно найти работу даже здоровому человеку, чего уж говорить о таких, как Аташ. В поисках пристанища он обратился в райакимат, но безрезультатно. Эту семью спасает одна-единственная дойная корова. Все лето изготавливали саманный кирпич. Да вот незадача – из одного саманного кирпича дом не построишь.

ТАНЦЫ ДЛЯ СУГРЕВУ

Идем в другой дом. Трудно поверить, что в этом осевшем, скорее похожем на чулан, нежели на дом, жилище проживает семья из нескольких человек. Дверь без замка и щеколды. Здешние жители не привыкли запирать двери своего дома. У стены сложена небольшая куча кизяка. В прихожей сушится мясо, общим весом не более 2-3 килограммов. Мы хотя и вошли в дом, но затем невольно приостановились, услышав звуки оглушительной музыки. Девчонка сконфуженно улыбнулась и мигом выключила видеомагнитофон. Мы разговорились, выяснилось, что девчушку зовут Жулдыз и учится она в 9-ом классе. В доме холодно настолько, что даже нас, одетых в теплую зимнюю одежду, начало знобить.
– Почему же не топите печь? Неужели не холодно?
Девочка пожала плечами. Позже нам стало известно, что топлива недостаточно, до весны его явно не хватит. Чтобы как-то его сэкономить, печь разжигают лишь ближе к вечеру, причем топка печи заполняется лишь один раз. Ясное дело, таким «разовым теплом» не согреешься. А заправлять печь кизяком по нескольку раз для них непозволительная роскошь. Бедная девочка не смогла усидеть на месте от несусветного холода, вот и решила согреться, пританцовывая под музыку. Нам стало по-человечески жаль её.
По словам Жулдыз, мама находится на работе, а отец отлучился по своим делам. Четверо других детей сейчас в школе. А вот объявился и хозяин дома.
– Как хорошо, что вы приехали, – с ходу выпалил глава семейства Самат БИГАЛИЕВ. – Сами видите, какое у нас плачевное положение…
– Топлива недостаточно?
– Нам, буквально собрав с миру по нитке, едва удалось купить машину кизяка. Но этого хватит лишь на пару месяцев. Что делать, приходится экономить этот «стратегический запас». Печь растапливаем лишь вечером, чтобы приготовить ужин и немного согреться. Рассвет встречаем стуча зубами от холода. Мы-то, взрослые, уже привыкли, а вот маленьким детям приходится тяжело, – говорит с беспомощным видом отец семейства.
Кизяк – основной вид здешнего топлива. В крохотной комнатенке вынуждены ютиться семь человек. Отсыревшие зеленоватые стены покрыты инеем. Провисшая крыша грозит обрушиться в любой момент. Это жилье Самат приобрел в 1993 году. Сейчас он занят на временной работе в качестве оператора котельной при спортивной школе. А его жена лишь недавно устроилась в школе техничкой. Имена членов этой семьи, которые существуют на детское пособие и 16 тысяч тенге Самата, уже давно в «черном списке» продавцов ближайшего магазина. Для этой семьи не в диковинку рассчитаться с продавцами в день зарплаты, и тут же снова начать приобретать продукты под запись. Что же касается личного скота, то у них нет даже захудалой овечки.

КАК ВЫГЛЯДИТ УГОЛЬ?

Все дома, которые мы посетили, словно соревновались в убожестве и ветхости. Неказистые, без фундамента, со стенами из саманного кирпича, покривившиеся домишки. Вот и семья Айжарыка ШЫНДАУЛОВА без устали обивает пороги акимата с одной просьбой – выделить нормальное жилье. Нет у них и своего скота, который мог бы стать неплохим дополнительным источником доходов. Айжарык трудится рабочим у одного частного предпринимателя, жена Куляш выполняет любую подвернувшуюся работенку, так и добывают средства на пропитание. Холодно и у них. По словам их дочери Жанар, топлива хватит лишь до конца января. Как жить дальше – неизвестно, потому что на покупку топлива у них нет средств. Машина кизяка стоит 10 тысяч тенге, тонна угля – 11 тысяч тенге. Если везти уголь из Сагиза, то следует накинуть еще 4 тысячи тенге. На вырубку тамарисковых рощ, раскинувшихся в 30-40 километрах от Миялы, нет соответствующего разрешения. 80 процентов жителей не только Миялы, но и других населенных пунктов района за последние лет пятнадцать толком и не видали угля.
– В районе таких семей немало. У них нет никакой возможности построить себе жилье. Мы бы и рады им помочь, но в бюджете деньги на приобретение жилья для таких семей не предусмотрены, – говорит аким Кызылкогинского района Жангельды РАХМЕТКАЛИЕВ. – В прошлом году область в качестве помощи выделила 33 млн тенге. На сей раз мы вручили ключи от первых 22 домов учителям, медикам и больным туберкулезом. Но окончательно решить жилищную проблему по району это не помогло. Жители домов, которые вы посетили, находятся в чрезвычайно тяжелом положении. Мы, разумеется, проследим за тем, чтобы они не остались вовсе без единого полена, но больше всего сейчас нас тревожит жилищная проблема. Решить ее самостоятельно мы не в силах, о чем уже известили вышестоящее руководство. Остается лишь ждать и надеяться.
Ляззат КАРАЖАНОВА,
Кызылкогинский район

29 января 2009, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz