В январе нынешнего года в областном центре было зарегистрировано общественное объединение «Атырауский клуб охотничьего собаководства». О новой организации рассказывают председатель клуба Серик ХАЛМЕНОВ и его заместитель Арман НУРУМОВ.
С.Х.: Казахскую борзую тазы образно называют ветром степей. Во времена Союза порода была зарегистрирована под названием среднеазиатская борзая тазы. Но в классификацию Международной кинологической федерации (FCI) её так и не включили. Однако это не значит, что породы не существует.
Родина тазы – Казахстан, но немало кинологических клубов разводят эту породу в России, Белоруссии и Украине. Причем это потомки собак, вывезенных из Казахстана ещё в советское время. Много любителей этой породы и в странах Средней Азии, Западной Европы и в США. Но поскольку порода не признана на мировом уровне, там тазы регистрируют как породу, родственную персидской борзой салюки. Сейчас Национальный клуб породы тазы и Союз кинологов Казахстана подали заявку в Международную кинологическую федерацию для регистрации породы «казахская тазы».
Тазы часто путают с другими породами борзых: киргизским тайганом, афганским бакхмулем и южнорусской степной борзой. Между тем советский охотоведСлудский изучал тазы на территории Казахстана и написал книгу «Казахская борзая тазы и охота с ней». В сборниках «Саят», издававшихся в Казахской ССР, есть очерки Нурпеисова, Бабалыкулы, Турдыбаева о тазы и рассказ М. Магауина «Гибель борзого», посвященный преданному четвероногому другу. В нашей семье сохранились рукописи и устные воспоминания моего деда Ибн-Габбаса о своём брате-охотнике Байгоже и его тазы по кличке Беркут.
Эта тема меня очень интересовала, поэтому, закончив в 2007 году учёбу в России и вернувшись в Ганюшкино, я стал заниматься поисками тазы. В Курмангазинском районе они не увенчались успехом, удалось лишь найти несколько каинкапталов – помесь тазы с другими породами. По интернету я познакомился с заводчиками тазы в других областях Казахстана, в России, Белоруссии и Туркмении. В 2009 году привёз в Атырау своих первых тазы из Алматы, Караганды, Санкт-Петербурга.
А.Н.: Я заядлый рыбак, но с 2010 года приобщился к охоте. Я с детства помнил охотничью собаку тазы, которая жила в селе у моего деда, и всё время думал, что мне нужна именно такая собака. Щенков тазы я нашёл у фермера аж в Павлодарской области. Как только привёз их сюда – понёс к ветеринару, там и познакомился с Сериком. Теперь мы вместе держим тазы, выезжаем с ними на охоту.
Наша задача – добиться мирового признания породы тазы, которую бережно хранили наши предки. Я работаю на нефтяном месторождении в Кызылкогинском районе, большую часть времени нахожусь там, поэтому решил пять щенков, привезенных из Павлодара, вырастить в степи. Построил неподалеку от своей работы вольер, соорудил там теплую землянку. Днем собаки находятся в вольере, а вечером выпускаю их в степь порезвиться. Однажды три собаки не вернулись. Мне потом сообщили, что их застрелили жители Кенбая за то, что они якобы гонялись за скотом…
С.Ж.: Ещё одна наша беда – кражи собак. Иногда я встречаю людей, которые хвастаются, что украли ту или иную собаку. У нас дважды воровали кобеля тазы, и оба раза мы возвращали «папашу» его многочисленному семейству. Все дело в том, что тазы – очень добрые, доверчивые собаки, разрешающие любому надеть на них поводок и забрать.
До конца этого года планируем зарегистрировать свой клуб в Союзе кинологов Казахстана. Сейчас есть несколько желающих вступить в клуб, и мы надеемся, что число наших единомышленников будет расти. На сегодня в клубе содержится десять тазы, привезённых из Карагандинской области, Алматы и Санкт-Петербурга. В основном это суки. Планируем приобрести племенного кобеля.
В прошлом году мы получили потомство от имеющихся собак. Щенков раздали в добрые руки. Как правило, человека, приобретающего щенка тазы, мы консультируем.
Записал Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ