Атырау, 3 мая 06:34
 ясноВ Атырау +18
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

«Садись. достиг!»

10 256 просмотров

В Назарбаев интеллектуальной школе (НИШ) Атырау прошёл семинар на тему «Критериальное оценивание учащихся».

ПОКА ДВЕ ШКОЛЫ

В стенах НИШ внедряется лучший опыт казахстанских и зарубежных учителей-новаторов. В каждом регионе, где работают интеллектуальные школы, к ним прикрепляются несколько базовых учебных заведений. В Атырау это школы №№16 и 31. В семинаре приняли участие более 30преподавателей из этих школ, а также представители Центра педагогического мастерства «Орлеу».

На семинаре отмечалось, что пятибалльная система оценки имеет ряд недостатков. Отметки не дают четкой картины, какие конкретные знания ученик получил по отдельным разделам учебной программы. В свою очередь критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений с четко определенными и заранее известными всем (учащимся, администрации школы, родителям) критериями. Существует формативное оценивание, т. е. определение текущего уровня усвоения знаний в процессе повседневной работы на уроке и дома. А есть также суммативное оценивание – определение уровня знаний при завершении изучения определенной темы. Отметки, выставленные за суммативные работы, являются основой для итоговых отметок.

 Сразу применять систему критериального оценивания в своих школах участники семинара не смогут – там пятибалльная система оценки. Но они могут руководствоваться данными критериями при выставлении оценок, и дети будут привыкать, что их оценивают по тому, как они поняли материал, по умению высказать свою мысль и т. д. Пока к этой системе приобщаются две школы, затем они будут передавать опыт другим учебным заведениям. Это очень кропотливый и долгий процесс, сегодня мы в начале пути, – говорит директор НИШ Атырау Тавиля АКИМОВА.

ДЕТИ

Мы спросили ребят, чем отличается НИШ от их прежних школ. По их мнению, главное различие в том, как проводятся уроки. В обычной школе от учащихся требуется пересказать текст как можно ближе к оригиналу, а в НИШ просят рассказать, что понял ученик и как он сможет применять полученные знания на практике. Урок может проходить в виде дебатов: ребята высказывают свою точку зрения и аргументированно защищают её. Их бывшие одноклассники в 10-11 классе готовятся к ЕНТ, каждую субботу сдают пробное тестирование. В итоге у них упор делается всего на несколько предметов. Ученики интеллектуальной школы не сдают ЕНТ, поэтому у них нет разделения на те предметы, которые нужно знать обязательно, иначе завалишь тестирование, и те, которые учить не обязательно.

– Занятия идут весь день, и поначалу с непривычки было тяжело. Но сейчас мы уже привыкли. Зато домашних заданий не так уж много, ведь большой объем работы мы выполняем на уроках. А вечером спокойно отдыхаем, – рассказывает ученик 9-го класса Илья ФРОЛОВ. – Уроки проводятся интересно, часто в форме игры, когда мы делимся на команды и соревнуемся.

– Здесь никто не заставляет тебя учиться, ты делаешь это ради себя, – добавляют его одноклассники.

Отмечают дети и критериальную систему оценивания. К примеру, знания учащихся 7-8 классов вместо привычной пятибалльной системы оцениваются двумя критериями: «достиг» и «стремится».

КУРАТОРЫ

Классное руководство в школе осуществляют кураторы. Каждый куратор ведет два класса, обязательно с разными языками обучения  и разного звена – среднего и старшего. Классы объединяются в один «Шанырак»: все мероприятия ребята проводят вместе. Работа в «Шаныраках» ведется в разных направлениях: конкурсы, поездки на заводы, в детские дома, благотворительные акции.

– «Шанырак» – это очень хорошая идея воспитательной системы НИШ. Старшие ребята берут шефство над младшими, постоянно сопровождают их, помогают в учебе. Так как классы с разным языком обучения, то в процессе общения они помогают друг другу усваивать казахский и русский языки, – говорит куратор Жансая БАЯЗИТОВА.

Кураторы присутствуют на уроках, следят за успеваемостью детей, их поведением, держат в курсе новостей родителей. В отличие от классных руководителей в других школах кураторы не ведут уроки, они не загружены поурочными планами и проверкой тетрадей и имеют возможность полностью посвящать себя воспитательной работе. Каждый из них бывший учитель-предметник, и иногда они скучают по урокам – признаются кураторы. Но у них есть возможность проводить занятия, когда тот или иной предметник уезжает на обучение, что, к слову, бывает нередко.

После 7-го урока в НИШ начинаются дополнительные занятия, ученики имеют возможность подойти к учителю и задать вопросы. В определенные дни весь класс посещает дополнительные занятия по математике, в остальные дни – предметы по выбору. Четверг – день кружков: искусство, вокал, актерское мастерство и т. д.

Родители уже не удивляются, что дети задерживаются в школе до 8-9 часов. Их никто не держит, но ребятам интересно вместе проводить время.

У 11-классников каждый день начинается с общения с иностранными преподавателями  (а их здесь немало, многие уроки проводятся по системе team-teaching, то есть занятия ведут сразу два учителя – казахстанский и иностранный). Они 10 минут обсуждают разные темы, делятся новостями – это отличная языковая практика. У учащихся 7-9 классов свои утренние сборы, каждый «Шанырак» собирается в своем уголке. В это время  кураторы проверяют, кто отсутствует, делают необходимые объявления. На утренних сборах также проводится информационная минутка: двое дежурных рассказывают о том, что считают интересным – о ситуации в мире, о книжных новинках и т. д. А каждую среду вся школа ровно в два часа на 15 минут погружается в чтение.

– Сегодня люди стали меньше читать. Чтобы восполнить этот пробел, мы и устраиваем «ридинг тайм». Все приносят с собой из дома книги, обмениваются, если им интересно. Читают все: дети, учителя, даже охранники. Недавно устроили акцию «Буккроссинг» (книговорот), отвезли книги в интернат в Сарайчике, – рассказывают кураторы.

Многое из того, что узнали участники семинара, они намерены применять в своей работе.

Зульфия ИСКАЛИЕВА

8 мая 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz