В интернате №1 прошёл круглый стол с участием представителей областного и городского отдела образования, Дома юношества, детской деревни семейного типа и потенциальных усыновителей.
ЗАЧЕМ ЗАТЕВАЛИ?
Поводом стало продолжение проекта «Новая жизнь», реализуемого НПО «Независимое поколение Казахстана» при поддержке ТШО. Там два направления: «Школа приёмных родителей» (ШПР) и «Постинтернатное сопровождение детей-сирот». В прошлом году в ШПР прошли обучение 49 потенциальных усыновителей, НПО выпустило специальное методическое пособие для будущих приемных родителей.
– В этом году мы будем работать над тем, чтобы сделать процесс усыновления более прозрачным. Чтобы люди знали, какие стадии необходимо пройти, – говорит руководитель НПО «НПК» Улугбек ТНАЛИЕВ.
Рассказывая о работе ШПР, специалисты проекта отметили: некоторые родители уже на стадии обучения понимают, что на самом деле не хотят усыновлять детей. Например, иногда выясняется, что усыновление было идеей супруги, а муж – против. Да и после усыновления возникает немало трудностей. Специалисты рассказали об одном случае: родители сначала взяли двух детей, а затем жена решила вернуть их обратно (муж в этот момент был на вахте). Сотрудники ШПР поехали выяснять ситуацию – оказалось, дети сидят голодные в неотапливаемой времянке, которую арендуют супруги. Холодильник пустой. Газовое отопление женщина отключала всякий раз, когда уходила из дома, боясь взрыва. А хозяин дома, у которого семейная пара снимала времянку, уходя, запер ворота участка – такая у него традиция. В итоге специалист ШПР тоже оказалась запертой и провела в холодном доме вместе с детьми полдня.
– Хотелось бы, чтобы органы опеки тщательно проверяли условия проживания детей не только до, но и после усыновления, –говорит координатор проекта «Новая жизнь» Нелли КУЛИКОВСКИХ.– Зачастую супруги представляют документы на недвижимость, а потом выясняется, что на самом деле из-за работы они живут в другом месте, в съёмном помещении, а дети целыми днями без присмотра, голодные.
ОДИН НА ВСЕХ
Желающие взять ребёнка на патронатное воспитание, оформить опекунство или усыновить, сталкиваются с одной и той же проблемой: процедура чётко не отработана, не установлены сроки рассмотрения документов и принятия решения, потенциальные усыновители не знают, какие документы надо предоставлять. В городском отделе опеки и попечительства не хватает специалистов. Помимо других обязанностей, они должны присутствовать на судах по делам несовершеннолетних, а усыновители часами простаивают в очереди, дожидаясь, когда из суда, наконец, вернётся сотрудник отдела. Чётких ответов люди не получают, их гоняют то за одной, то за другой справкой. Всё это затягивает процедуру и отбивает у людей желание продолжать начатое. Люди не могут оформить документы, чтобы хотя бы пригласить ребёнка в гости. Впереди лето, и если за ближайший месяц они не успеют собрать все бумаги и получить добро, то о ребёнке придётся забыть ещё на три месяца – на каникулы воспитанники интерната уезжают в пансионат «Геолог Казахстана».
– Создаётся впечатление, что искусственно ставят препоны, чтобы дети ни в коем случае не уходили из детских домов, – недоумеваетНелли Куликовских. – К нам приезжали специалисты из России – у них партиями дети уходят в семьи, несмотря на то, что там более жёсткие требования к усыновителям. Но при этом нет таких бюрократических препон, как у нас, в органе опеки работают 12 человек! У нас по штату полагается три, а на сегодняшний день работает один.
ОЧЕРЕДЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ
Ещё одна серьёзная проблема, с которой столкнулись сотрудники НПО – обеспечение жильём выпускников интернатных учреждений. Сейчас в жилищной очереди стоит 780 выпускников, некоторым из них уже под 40 лет. Кроме них, в очереди стоит ещё масса других категорий граждан. Чтобы обеспечить всех жильём, потребуются десятилетия. Альтернативный путь – покупка жилья через «Жилстройсбербанк», на депозиты которого можно было бы отправлять, по примеру Алматы, пособия детей из интерната. Но не всем из них полагаются пособия, да и суммы совсем не велики.
– По примеру других областей можно было бы обратиться к крупным компаниям, чтобы они взяли на себя шефство над детьми. Казцинк, к примеру, ежемесячно отправляет по 100 тысяч каждому подшефному ребёнку, – отметила директор детской деревни семейного типа Гульсара БОТАТАЕВА.
Из новостей. Выпускники школы-интерната №1 в рамках проекта постинтернатовского сопровождения облагородят территорию Дома юношества. Им выделят определённую сумму, в которую они должны уложиться, они сами выберут необходимые материалы, а затем обустроят двор. В интернате №1 открываются курсы ручного дизайна (кройка, шитьё, дизайн украшений), а в сентябре начнутся занятия по компьютерному дизайну.
Зульфия ИСКАЛИЕВА
В Атырау -1