Атырау, 28 сентября 09:20
 ясноВ Атырау +21
$ 479.23
€ 534.96
₽ 5.16

Диплом станет догмой?

10 905 просмотров

В редакцию поступают звонки от атырауских педагогов. По их словам, в коллективах учебных учреждений области назревает серьёзная проблема. Причиной тому – требование  департамента по контролю в сфере образования и науки по Атырауской области о том, чтобы педагоги работали строго в рамках своей специализации.

Проще говоря, уроки в начальных классах должны вести только преподаватели начального обучения, историю – только историки по образованию, географию – географы и т. д. Педагогические кадры в образовательных учреждениях должны формироваться строго по специализации учителей, указанной в их дипломе.

Требования эти касаются не только школ, но и детсадов.

В нашем детском саду практически треть педагогического состава не имеет специальности «Дошкольное обучение» или «Воспитатель дошкольного учреждения». В основном воспитателями работают педагоги-психологи, учителя начальных классов, реже – преподаватели русского языка и литературы. Но все эти люди работают воспитателями уже по 10-15 лет. И такая ситуация практически во всех садиках. Сейчас мы им должны сказать: «или идите переобучайтесь на воспитателей, или уходите из детсада и устраивайтесь в школы». В первом случае – это непозволительная роскошь для воспитателей. Во втором – непозволительная роскошь для детских садов, которые и так испытывают нехватку кадров, –поделилась директор одного из городских детских садов. – При этом надо отметить, что все наши работники регулярно подтверждают или повышают свою категорию. И ни разу у аттестационной комиссии не возникало вопроса, что они работают не по специальности.

Мы отправили письменный запрос в департамент по контролю в сфере образования с просьбой прокомментировать ситуацию. Вот что говорится в ответе за подписью руководителя департамента Мадениет Ахметовой: «В данном случае мы основываемся на законе РК «Об образовании», приказе министра образования и науки от 13.07.09 №338 “Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей”. В этих документах говорится, что к педагогической деятельностью допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующему профилю. Согласно ст. 45 п. 2 Закона РК “Об образовании” руководитель организации образования отвечает в том числе и за подбор педагогических кадров.

Мы не вправе выдвинуть требование уволить работников, работающих не по своей специальности. Мы даем рекомендации, чтобы данный вопрос решали компетентно, безболезненно, индивидуально на уровне организации образования с участием профсоюзного комитета».

Противоречивый ответ мы получили из областного управления образования. В нём говорится, что замены педагогических кадров не будет, и в то же время: «Педагогические кадры, уволенные в связи с несоответствием специальности диплому, могут трудоустроиться по своей специальности».

Сами педагоги считают, что рекомендации департамента по контролю в сфере образования и науки носят «добровольно-принудительный» характер.

У нас требуют, чтобы, например, преподаватель английского языка, преподаватель изобразительного искусства, психолог были с соответствующими дипломами. А где взять преподавателя английского языка для дошкольных учреждений, психолога с соответствующим профилем и других специалистов, если ни средние специальные, ни высшие учебные заведения таких специалистов не подготавливают вовсе? – говорит вышеупомянутый директор садика. – Если сейчас воспитатели, не имеющие специализации дошкольного обучения, отправятся работать по специальности, то они существенно потеряют в зарплате. Она складывается из базового должностного оклада и надбавок за стаж работы и категорию. Надбавка за категорию составляет от 20 до 90% к окладу. А чтобы получить категорию по своей «дипломной» специальности, педагогу нужно будет отработать несколько лет. Если говорить о переобучении педагогов, то это тоже палка о двух концах. Высшее образование в материальном плане могут потянуть далеко не все. В общем, подходить к этому вопросу нужно с умом, в первую очередь решая вопрос о подготовке молодых специалистов в колледжах и вузах.

Анастасия ПАСТУХОВА

1 мая 2014, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.