В багаж уголовных дел экс-акима Атырауской области Бергея РЫСКАЛИЕВА, изрядно потяжелевший после недавнего обвинения в содействии религиозному экстремизму, похоже, хотят подложить еще один булыжник. На минувшей неделе в республиканские СМИ была вброшена информация о возможной причастности Рыскалиева к организации беспорядков в Жанаозене.
И ГДЕ БОЙЦЫ СО «СТИНГЕРАМИ»?
Информация «второй свежести», она давно уже у всех на слуху и гуляет в социальных сетях. И вот в очередную годовщину тех трагических событий её опять озвучили коллеги из одного нового Интернет-ресурса.
Похоже на очередную страшилку из серии про рыскалиевских боевиков, которые якобы со «стингерами» дежурили в день отставки Бергея в августе 2012 года. Очевидно, что накануне судебного процесса идёт активная демонизация главного фигуранта, проще говоря – «лепят горбатого», и это наводит на определенные мысли.
Возможно, в уголовном деле Бергея Рыскалиева что-то неожиданно поменялось или кем-то оно вовсе ломается. И для сохранения дела, для сгущения красок вокруг процесса некоторым людям наверху понадобилось еще больше крови. В ход сначала пошли обвинения в причастности к религиозным экстремистам, а теперь и в организации беспорядков в Жанаозене. Только вот пазлы этих обвинений не складываются.
Про нестыковки в обвинениях в содействии религиозному экстремизму «АЖ» рассказывал в своём прошлом номере (см. «АЖ» «Экс-аким ‘‘потворствовал терроризму’’?»).
ЧУЖИЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ
Причастность Рыскалиева к организации беспорядков в Жанаозене тоже вызывает немало вопросов и сомнений. Подобные «спецоперации» он вполне мог провернуть в своей вотчине – в Атырау, где подмял под себя суды, прокуратуру, финпол, полицию и где чекисты заняли удобную позицию наблюдателей. Но отправлять на свой страх и риск команду «спортиков»-провокаторов в соседнюю область, да ещё в раскаленный Жанаозен, чтобы они там затесались в ряды местных нефтяников и устроили погромы? Это просто фантазии людей, незнакомых со спецификой западных регионов. Интересов в мангистауской нефтянке у братьев Рыскалиевых не было, и тем более не было никаких административных рычагов, связей с тамошними кланами, профсоюзами и забастовщиками.
В Жанаозене все жители практически знают друг друга в лицо, народ тут брутальный – каждый забастовщик на счету, каждый штрейкбрехер заносился в черный список. И весть о появлении чужого отряда «махновцев» быстро разнеслась бы по городку. Это же касается и работы местных правоохранительных органов и КНБ – они ежедневно мониторили ситуацию, ведь к жанаозенцам регулярно приезжали лидеры оппозиции, распространялись листовки с обращениями Аблязова и т. д.
У БЕРГЕЯ СВОЙ МИТИНГ
Что сделал Рыскалиев сразу после беспорядков в Жанаозене? Он срочно организовал т. н. митинг местной общественности, в декабрьскую стужу согнав на площадь Исатая и Махамбета бюджетников, нефтяников и студентов. Им зачитали обращение в поддержку политики президента, и несколько очень сознательных атыраусцев выразили недовольство соседями, испортившими юбилей независимости (см. «АЖ» «Срочный митинг на площади в Атырау»). На предприятиях «КазМунайГаза» дежурили полицейские и комитетчики, с растерянными нефтяниками проводились профилактические беседы.
Всем понятно, что обвинения, которые уже два года сыплются на его голову, должны рикошетом попадать в главную цель – его бывшего патрона Аслана МУСИНА. Но это, извините, похоже на заказ. Зачем всесильному руководителю президентской администрации нужны были погромы в провинциальном городке? Показать, что не уследил за ситуацией в стране, т. е. высечь самого себя перед президентом?
КТО УСТРОИЛ БУЧУ
Наверное, многим журналистам в стране, как и мне, накануне расстрела по электронной рассылке на почту пришла листовка: «Завтра выходим на площадь, требуем отставки президента». Кто мог тогда знать, чем всё это обернётся…
И до и после трагических событий я разговаривал с людьми, которые знают обстановку в своей Мангистауской области. Их версия: провокаторы в чёрном и неизвестные на джипах – это все люди местных нефтяных кланов, которые кормились в КМГ, им на руку было смещение руководства Озенмунайгаза. Заодно напугали Астану и поставили своих людей на руководящие должности в нефтяной отрасли.
Не знаю, чего эти кланы там добились, но для их уровня это слишком тонкая и опасная игра. Более логичной и достоверной кажется версия сотрудника Атырауского спецподразделения «Арлан». Имя офицера и остальные его данные имеются в редакции, и вот что он говорит:
–По приказу МВД наши первые группы доставлялись туда на вертолётах, потом уже на самолёте. И новый год там встречали, и группы менялись. Подробно рассказывать не могу. Кому это было выгодно, кто поил водкой и за сколько подкупил нападавших на полицейских – это дело следователей, мы же фактически просто бойцы, и тоже потом, как вы, узнавали всё из судебных репортажей, кто и зачем туда приезжал. Никого не хочу обвинять или оправдывать, но атырауских или из другой области среди погромщиков не было ни одного, и Бергей туда никого не посылал, там были все местные.
Азамат МАЙТАНОВ