Атырау, 3 мая 09:19
 ясноВ Атырау +21
$ 443.37
€ 474.49
₽ 4.83

Экс-аким «потворствовал терроризму»?

16 857 просмотров

Некоторые информагентства без ссылки на источник распространили сведения о том, что против бывшего акима Атырауской области Бергея РЫСКАЛИЕВА возбуждено еще одно уголовное дело – по обвинению «в потворстве терроризму».

А БЫЛ ЛИ УЧАСТОК?

Якобы Рыскалиев предоставил земельный участок последователям нетрадиционного течения в исламе, и построенная там мечеть «стала центром пропаганды экстремизма и терроризма». Некоторые СМИ даже утверждают, что «большая часть арестованных в регионе по подозрению в терроризме посещали именно эту мечеть. В мечети велась пропаганда экстремизма, собирались деньги на финансирование террористической деятельности».

Мы попытались вычислить это средоточие террора, получившее расцвет под крылом экс-акима. Претендент №1 –  первая частная мечеть в городе, «Ат Такуа» в районе Рембазы, имевшая репутацию мечети, в которой уже в начале 2000-ых собирались приверженцы нетрадиционных религиозных течений. Однако осечка – известный в городе тренер по каратэ и предприниматель Шариполла САЙФУЛЛИН построил ее в 2002-ом, а вскоре передал ее Духовному управлению мусульман Казахстана (ДУМК) - таким образом, она стала частью официальной религии задолго до акимства Рыскалиева и даже Аслана МУСИНА. При Мусине, кстати, был выдан земельный участок под строительство мечети в Балыкши. Эту информацию подтвердили в областной мечети «Имангали». По словам наиб-имама (заместитель главного имама) Мурата ГАЗИЗОВА, это участок за школой имени Абая. Но земля оказалась проблемной:

- Там проходит много различных коммуникаций, из-за чего возведение мечети не представляется возможным. Больше никаких участков ДУМКу не выдавалось, от акима Рыскалиева мы ничего не получали, - утверждает наиб-имам, работавший в мечети «Имангали» и при прежнем акиме.

Можно предположить, что мечеть возвело частное лицо. Тогда эта мечеть автоматически стала бы незаконной: все культовые сооружения в Казахстане могут возводить только общественные объединения и только по согласованию с ДУМК, а по сведениям официального духовенства области за последние несколько лет к ним с таким заявлением никто не обращался.

ФОНД ИЛИ «ОБЩАК»?

В ходе подготовки материала всплыл любопытный факт: на одной из дежурных встреч с общественностью в декабре 2011 года тогдашний аким области Бергей Рыскалиев упомянул о «специально созданном для строительства мечети в Привокзальном» фонде, где на тот момент уже лежало 180 млн. тенге частных пожертвований.

Что за мечеть, какой фонд, где эти деньги? Во-первых, как уже известно, земля под строительство мечети в Привокзальном не выдавалась, разрешений на ее возведение никто не запрашивал. А создан такой фонд, по сведениям наших источников, был еще в 2006-07 годах при управлении строительства, то есть на заре акимства Рыскалиева, и больше напоминал «общак», где аккумулировались отжатые у предпринимателей «пожертвования» (источники утверждают, что этим якобы занимался брат Бергея Аманжан РЫСКАЛИ), чем фонд богоугодных дел. Поступавшие деньги в основном направлялись «на разные строительные объекты». На какие именно – источник ответить затруднился, но, судя по всему, точно не на храмы. На сегодня счета фонда арестованы департаментом финансовой полиции.

ЭКС-АКИМ НЕ ЛЮБИЛ БОРОДАЧЕЙ

Так о какой же мечети идет речь? В выдвинутые некими неизвестным пока силами обвинения в покровительстве Бергеем религиозных фанатиков верится с трудом: экс-аким был известен довольно прохладным отношением к официальной религии, и был резко нетерпим к нетрадиционным религиозным движениям, особенно после серии терактов 2010-2011 годов. Практически в каждом своем выступлении он пропагандировал нетерпимость к религиозному экстремизму, осуждал слишком раннее вовлечение детей в ислам. Иногда доходя до абсурда, когда он однажды позволил себе заявление о необходимости назначать имамов через областной акимат. В другой раз он отличился, предложив ввести полицейский патруль в областной мечети – для поддержания порядка.

Неясное происхождение информации о новом уголовном деле и ее расплывчатость наводят на размышления. Возможно, это способ превратить самый резонансный процесс в закрытый, придав ему статус одного из звеньев «антитеррористической борьбы». Достаточно перебрать подобные дела за последние два года, чтобы убедиться – все они проходили в закрытом режиме. Но это было бы похоже на правду, если бы на скамью подсудимых сел сам Рыскалиев. Тогда было бы понятно стремление к закрытости процесса, ибо в публичном режиме экс-аким мог бы раскрыть лишние подробности его взаимоотношений с фигурами повыше рангом. Тем более, что это и «не светит»: экс-аким и его ближайшее окружение в бегах.

Практика заочного рассмотрения дел применяется в исключительных случаях. Нам известно только о двух таких в новейшей истории Казахстана – заочно осуждены Акежан Кажегельдин и Рахат Алиев. Бергей, как ни крути, им не ровня.

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

9 декабря 2013, 23:03

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш WhatsApp +7 771 37 800 38 и на editor@azh.kz