По данным областного управления статистики, в мае текущего года цена говядины на рынках г. Атырау снизилась немного – на 2%, и с тех пор держится на уровне – 1 195 тенге за килограмм (цены на баранину, конину и свинину не изменились). Статистики суммируют цены всех торговых точек Атырау и выводят среднюю величину. На самом посещаемом рынке «Дина» второй месяц подряд цена говядины не поднимается выше 900 тенге за кило. У горожан возникают сомнения – а не бруцеллёзное ли это мясо?
Однако заместитель руководителя территориального управления Минсельхоза РК Даурен КАБДОЛОВ утверждает, что покупателям мяса нечего бояться. Весь скот в области идентифицирован (т. е. у каждой коровы и бычка в ушах есть серёжки с номером). Кроме того, он проходит серологическое обследование на наличие микроба бруцеллёза. Ветеринары заносят результаты лабораторных анализов в единую компьютерную базу данных. Если выяснится, что корова больна, то она подлежит изоляции от стада, забою в специализированных цехах; мясо идёт на изготовление колбас. Овцы же, заражённые бруцеллёзом, подлежат немедленному уничтожению путём сжигания.
СПРАВКА ИЗ ВИКИПЕДИИ
Бруцеллёз (лат. brucellosis) – инфекция, передающаяся от больного скота к человеку. Симптомы лихрадки появляются через 2-3 недели после заражения: высокая температура, озноб, потливость, отсутствие аппетита. Затем появляются головная боль, бессонница. Часто при бруцеллёзе поражаются суставы, а также периферические нервы в виде радикулита, неврита.
С начала текущего года по области были взяты анализы у 180 684 коров и 613 092 овец и коз, соответственно 1 404 коровы были забиты и 1 182 овцы сожжены. На выплату компенсации фермерам за сожжёных овец был потрачен 21 млн 196 тысяч тенге. Вопрос о компенсации ущерба от забоя больных коров до сих пор не решён. Фермеры вынуждены сами договариваться с мясозаготовителями. По словам Кабдолова, сейчас готовится изменение в постановление правительста, предусматривающее выплату 50% суммы компенсации из государственного бюджета, и остальные 50% – из средств мясоперерабатывающих предприятий. – Зараженному бруцелёзному мясу поставлен надёжный заслон – сотрудники ветеринарного контроля дежурят во всех убойных цехах и сельских округах, – успокаивает нас Кабдолов.
Такого же мнения придерживается заместитель главного государственного инспектора ветеринарно-санитарного контроля г.Атырау Жайжан БАЯМИРОВА. По её словам, всё мясо, отправляемое на рынки города, проверено и сертифицировано. С начала года в г. Атырау было завезено и забито 10 744 головы КРС – из Западно-Казахстанской области, 236 – из Индерского, 108 – Исатайского, 471 – Курмангазинского, 191 – Кызылкогинского, 67 – Махамбетского районов, 419 – в г. Атырау (но, по мнению ветеринаров, городские фермеры в основном занимаются скупкой и перепродажей чужого скота). Также было завезено и забито 6 129 лошадей – преимущественно из Пензы и Дагестана (это лошади стойлового содержания мясного направления).
По словам Баямировой, снижение цен на рынках является естественным явлением, связанным с ростом числа предпринимателей, занимающихся мясным бизнесом.
Тем не менее на совещаниях в облакимате неоднократно поднимался вопрос о нехватке мясоперерабатывающих цехов. Недавно случай в Исатайском районе стал причиной крупного разбирательства в Дисциплинарном совете. В апреле текущего года женщина – глава фермерского хозйства – отказалась отправлять на убой больную скотину в связи с тем, что в убойном цеху ей предложили мизерную компенсацию. Скот простоял в стойле несколько месяцев, пока не вмешалась прокуратура, и коров отправили на убой. Тогда ветеринарный инспектор получил выговор за мягкотелость.
Словом в кордоне, который установили ветеринары на пути бруцеллёзному мясу, есть лазейки. Наверняка немалое количество заражённого мяса попадает на прилавки через нелегальные убойные цеха в секторе частных домов.
Что будет, когда в районах вырежут всех заражённых бруцеллёзом животных? Подскочит ли цена на говядину?
По словам сотрудников СПК «Каспий», этот вопрос также стоит под контролем. Внесена предоплата за 20 тонн говядины крестьянскому хозяйству «Курмангазы». Это мясо сразу же поступит на рынки в качестве продуктовой интервенции в случае скачка цен. Новость заключается в том, что в качестве «интервента» больше не будет завозиться белорусское мясо. Согласно новым правилам Стабилизационного фонда, продукция должна закупаться только у местных хозяйств.
Так что «стабфондовское» мясо будет атырауским. Говорят, оно даже вкуснее.
Мурат СУЛТАНГАЛИЕВ