“Квант милосердия” – двадцать второй фильм про Джеймса Бонда и второй фильм, в котором новый Бонд, Дэниел Крейг, изображает молодого агента 007 в начале карьеры. В предыдущем – “Казино Рояль”, начале всех начал, он только что совершил свои первые убийства и заслужил почетные два нуля (своего рода легализованный допуск к убийству); а также в первый и, как видно по двадцати уже просмотренным частям, в последний раз влюбился (она душераздирающе красиво утонула у него на глазах). В «Кванте милосердия» действие начинается там, где кончилось в «Казино Рояль» – впервые в истории бондианы не с нуля. Поэтому желание агента 007 совместить приятное с полезным – службу Её Величеству и личную месть – вполне естественны.Разительно от предыдущих двадцати фильмов последние два отличают наличие у Бонда не только мускулов под смокингом, но и в левой грудине. Удивительно, но факт, оказывается, на заре карьеры у Бонда было сердце, и оно страдало. Поэтому если все фильмы бондианы всегда рассказывали о том, как хорошо быть плейбоем, одной левой укладывающим врагов по списку, а правой – красоток в постель, то в «Кванте милосердия» привычный сценарий значительно помрачнел. В результате усложнения душевной организации агент 007 подвержен тем же слабостям, что и другие. Бонд с горя бухает. Бонду плохо. Бонд тоже человек. Впрочем, на этом сходство с простыми смертными и отличие от генеральной линии бондианы кончаются.
Даже пьяный Бонд опасней целой армии трезвенников, поскольку все так же ловок, быстр на расправу и необъяснимо обольстителен для обреченных дам в бикини и без. И хотя в титрах нет имени Яна Флеминга (за долгую историю цикла о приключениях Джеймса Бонда экранизирована каждая строчка идейного вдохновителя бондианы), в самом фильме нет знаменитого «Бонд, Джеймс Бонд», все остальные компоненты на месте – экзотическая обстановка (от Боливии до Казани), хорошая девушка, плохая девушка, борьба с тайной организацией, имеющей далеко идущие планы и длинные руки, главный злодей, показательная расправа. В плане сумасшедшей беготни и изысканного мордобоя отклонений от основной линии тоже не замечено, скорей даже наоборот – от непрерывного экшна на экране здесь велик риск захлебнуться. Но чтобы этого все же не произошло, мечущаяся камера время от времени замирает на неожиданных кадрах, как, например, на безмятежной паре боливийских старичков в характерных забавных котелках или старушке, рассыпавшей вишню (что-то вроде разлившей масло Аннушки). Для пущей верности и колорита сцены погони и перестрелок привязаны режиссером к спортивным и культурным мероприятиям. То Бонд въезжает в своем знаменитом Aston Martin, в хлам разбитом во время погони, в город Сиена и гоняется за предателем параллельно идущим скачкам; то охотится за членами тайной организации «Квант» во время реальной постановки оперы «Тоска»... Разумеется, при этом в расход идут случайные жертвы перестрелок, но это не волнует никого, в том числе и королевскую разведку, на которую Бонд служит. Истерические просьбы его начальницы М «оставить в живых хоть одного» касаются лишь свидетелей, а мирного населения, видимо, слишком много, чтобы о нем беспокоиться.
Главная интрига каждой новой серии не только в новом сюжете, но и в новой подружке агента. «Девушка Джеймса Бонда» Оксана Куриленко, несмотря на яркую внешность, получилась невнятной и явно уступает в «интересности» предыдущим «девушкам» - Еве Грин и Холли Берри. Ей отведена роль угрюмой мстительницы, уникальность которой, наверное, в единственной детали – это первая на моей памяти «хорошая» девушка Бонда, с которой он не переспал. И совсем уж глупая, но всем запомнившаяся деталь - что у нее со спиной?! Что это за боливийка, у которой от солнца спина облезает?!! То ли это промах гримеров, то ли специальный сценарный ход, смысл которого остался за пониманием.
Бонд-Крейг стал заметно уверенней в роли агента 007 – свою состоятельность он уже доказал в «Казино Рояль» и в этой части с почетной миссией спасителя мира справился, привнеся в роль брутальности и холодной, чисто английской сексуальности. Возможно, это спорно – Крейга сложно отнести к категории бесспорных красавчиков, как, впрочем, спорна для отдельной группы зрителей кинематографическая ценность в целом всей бондианы. Несмотря на присвоенный товарный знак, цикл рассчитан на любителя. На огромную армию любителей. Но есть под этим небом люди, не видевшие ни одной серии Бонда. И они отлично себя при этом чувствуют, не делая кассу фильму с фантастическим бюджетом. И есть те, кто уже с нетерпением ждут 23 части. Возможно, именно в ней будет все же раскрыта вторая часть заглавия нынешней – а в чем, собственно, милосердие?
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
20 ноября 2008, 00:00
В Атырау 0