Атырау, 4 октября 18:25
 ясноВ Атырау +10
$ 482.86
€ 533.17
₽ 5.08

Еркинбек Шохаев: «Бог не в бороде, а в сердце...»

17 970 просмотров

Участником очередной онлайн-конференции «АЖ» стал руководитель Атырауского областного управления по делам религии Еркинбек ШОХАЕВ. Учился в медресе Арыстанбаб в Шымкенте, был признан одним из лучших в стране чтецов Корана, имеет иджазу по семи крагатам (т.е. читает Коран по семи видам известных школ), является кари (знает Коран наизусть), изучал ислам в университете Триполи (Ливия), учился на религиоведа в Евразийском национальном университете имени Л. Гумилева, владеет арабским языком, до назначения весной 2013 г. начальником Атырауского управления по делам религии, Е. Шохаев работал главным экспертом в Агентстве по делам религий РК в Астане.

 

 

…И ЧЕТЫРЕ ТЕОЛОГА В ПРИДАЧУ

– Сейчас в области немало людей, которые, прикрываясь исламской религией, преследуют свои недобрые цели. Какая борьба ведётся с ними? Вы можете эффективно им противостоять? Есть у власти для этого чёткие планы? Сколько денег выделяется вашему управлению на эти цели? Есть ли у областного управления свой сайт?

C сайта azh.kz

– На 2013 год управлению было выделено 23 млн тенге, это в 4 раза больше, чем в прошлом году. В будущем году средства будут увеличены, соответственно возрастёт и количество проводимых в этом направлении мероприятий. С июля этого года областное управление стало финансироваться за счёт местного, а не республиканского бюджета. В масштабе области проводится множество не требующих выделения средств мероприятий. Кроме того, 1 сентября было создано КГП «Информационно-аналитический центр» при управлении.

– Какая работа проводится в настоящее время для нейтрализации различных нетрадиционных течений? Приведите, пожалуйста, конкретные примеры.

С сайта azh.kz

– Главная причина того, что в настоящее время наша молодёжь поддаётся идеям нетрадиционных религиозных течений, кроется в религиозной неграмотности и недостатке разъяснительной работы. Наша основная задача – повышение религиозной грамотности молодёжи. С этой целью в июле мы создали 86 информационно-пропагандистских групп (404 человека) областного, районного и сельского уровней. Они будут разъяснять Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», пропагандировать традиционные религиозные ценности. В эти группы входят госслужащие, специалисты-теологи, имамы мечетей всех уровней и представители интеллигенции. При поддержке акима области из Астаны и Алматы были приглашены четыре теолога. Сейчас они тоже работают в составе групп. Наряду с этим в учебных заведениях, ДК, исправительных учреждениях, компаниях и т. д. проводится работа, направленная на повышение религиозной грамотности, пропагандируются ценности традиционного ислама для предотвращения религиозного радикализма.

В апреле этого года в Атырау были проведены форум и научно-практическая конференция республиканского уровня на темы «Женщина и религия», «Молодёжь и религия», патриотическая акция «Молодёжь против экстремизма» с участием 8 000 человек. Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапағат» оказывает консультативную, правовую и психологическую помощь.

Для публикации материалов, направленных на профилактику религиозного экстремизма и терроризма, в двух областных и семи районных периодических изданиях открыты специальные рубрики и страницы «Иман», «Религия», «Имандылық», «Ізгілік нұры», «Иман нұры», «Діни рәсім». Всего с начала 2013 года было опубликовано 319 статей, вышло в эфир 37 теле- и 16 радиопередач. С сентября на областном радио «Казахстан-Атырау» каждую пятницу с 19.00 до 20.00 часов выходит в прямом эфире передача «Жұмадағы тілдесу». На ТВ прошли документальные фильмы «Қабір және зәбір», «Діннен адастырар теріс ағым», «Слепая вера», «Қатерлі жихадизм немесе радикализм матрицасы», «Дұшпанның кесірінен сақтанайық» и «Ағым және алањдаушылық». 24 сентября Указом президента Н. А. НАЗАРБАЕВА была принята «Государственная программа по борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом на 2013-2017 годы». Теперь наша работа будет вестись на основе этой программы. Она подразумевает профилактические мероприятия.

 

БОРОДАТЫЙ ВОПРОС

– Почему некоторые молодые люди ходят с неухоженными бородами и в коротких штанах, а муллы из мечетей – нет? Какая тут разница? Бородатые более радикальные?

С сайта azh.kz

– Что касается религиозного взгляда на эти вопросы, то в традиционном мазхабе Абу Ханифа отпускание бороды считается суннетом. Но чрезмерное отращивание бороды, ненадлежащий уход за ней, измерение силы набожности и веры другого длиной его бороды являются признаками невежества. Ислама проповедует чистоту. Согласно хадису, Пророк Мухаммед (с.а.с.), увидев немытого, неопрятного человека с длинными волосами и неухоженной бородой, заметил ему: «Человек должен содержать в чистоте свои волосы и бороду, следить и ухаживать за ними». Что касается вопроса укорачивания брюк, то Пророк говорит: «Тому, у кого штаны ниже лодыжки, быть в аду», а в другом хадисе: «Тот, кто из чванливости опускает брюки ниже лодыжки, попадёт в ад». Дело в том, что богатые люди тех давних времён демонстрировали своё богатство длиной стелющейся по земле одежды. И данные хадисы преследовали цель покончить с чванливостью и надменностью в обществе. Как-то к Пророку подошёл один из его сахаба Абубакир и спросил: «У меня длинная одежда. И как я её не приподнимаю, она всё время спадает вниз. Что станется со мной?» И тогда сказал ему Пророк: «Ты делаешь это не из чванливости, поэтому ты не попадёшь в ад». Поэтому утверждения, что длинные штанины мужских брюк открывают дорогу в ад, – самая настоящая глупость. Поскольку имамы в наших мечетях являются представителями традиционного мазхаба ханафи, они относятся более демократично к подобным вопросам. Поэтому одни имамы отращивают бороду, другие – нет. О радикальности взглядов человека надо судить не по бороде. Думается, прежде всего, надо определить, исходя из чего человек отпускает бороду. К сожалению, мы иногда боремся лишь с внешними атрибутами – то с бородой, то с хиджабами. В определённой степени мы должны прекратить эту борьбу. Мы должны выяснить в первую очередь, что творится в его душе. И если это исходит из салафитско-ваххабистских убеждений, то это опасно. А в целом, что плохого в том, что кто-то отпускает бороду, исходя из наших традиций и обычаев? Что касается платка, то у казахов женщины никогда не ходили с неприкрытой головой. Они, в соответствии со своим возрастом, носили платок или кимешек. Нынешние девушки, следуя салафистско-ваххабистской идеологии, одеваются в чёрное, не общаются с родителями, изолируются от общества.

 

ТОНКОСТИ БОГОСЛОВИЯ

– Верующая часть населения Казахстана считает себя ханафитами, то есть последователями имама Абу Ханифы. Но если посмотреть книгу Фихкуль Акбар, которую составили ученики Абу Ханифы, то сам имам Абу Ханифа говорит: «Я видел и слышал, что сподвижники посланника Аллаха саллалаху алейхъи уа ассалям утверждали, согласно аятам Корана, что Аллах на небесах и утвердился на Троне (арше). И не видел никого, кто бы противостоял этому, кроме заблудших». (Однако имамы ДУМКа придерживаются взгляда, что Аллах не имеет конкретного местонахождения. – Прим. «АЖ».) Из этих противоречий следует, что, либо имам Абу Ханифа, видевший сподвижников посланника Аллаха саллаху алейхи уа ассалям, неверно истолковал религию и надо разъяснить это ещё раз, несмотря на то, что за ним следуем мы, либо вам пора признать его слова истинными и следовать им.

– Вы сами читаете намаз?

С сайта azh.kz

– Я читаю намаз согласно заповедям мазхаба Абу Ханифы. Понятие «ахида» возникло из арабского слова «ахада», т. е. «подытоживать», «заключение», «вера», «взгляд» и «соображение». Цель учения ахида, которое иногда называют учением таухид или учением веры,  – формирование в человеке правильного религиозного взгляда. В области ахиды серьёзные исследования проводили великие учёные – имам Абуль-Хасан аль-Ашгари, имам Абу Мансур аль-Матруди, которые, основываясь на Коране и сунне, создали общие правила. В результате сформировались школы «ашгари» и «матруди». Кроме того, возникли группы, вышедшие из мазхаба и понимающие аяты Корана и хадисы Пророка относительно характеристик Аллаха в их прямом, буквальном значении. Они возникли в Х-ХІ веках на земле Андалусии (Испания), а далее, в ХVIII веке, проследовав через регион Нажд, обосновались на севере нынешней Саудовской Аравии. Так вот представители этой группы приравняли Аллаха к физическому телу, и слово «истиуа» из аята «Рахман совершил истиуа на арше» поняли в значении «утвердился» (т. е. Аллах утвердился на небесном троне.Прим. «АЖ»). В действительности Абу Ханифа в своей книге «Фихкуль Акбар» не применяет слово «утвердился», он лишь охарактеризовал Аллаха не обязательным для перевода словом «истиуа». Также нет никаких оснований утверждать, что Абу Ханифа в этой книге определяет местоположение Аллаха.

 

ТЕНГРИ В СТОЛИЦЕ?

– В самом центре Астаны, по поручению главы государства, был установлен Байтерек – символ исконной религии казахов и других тюркских народов – тенгрианства. Что вы думаете по поводу возрождения культурного мировоззрения казахов, в том числе возрождения тенгрианства? В Казахстане должна быть собственная идеология?

С сайта azh.kz

– Тенгрианство – религия, которой придерживались наши предки до прихода ислама. Его признаки можно встретить и у нынешнего поколения казахов. Однако историческая правда в том, что после прихода в казахские степи ислама, казахский народ безоговорочно принял эту религию. Почему? Потому что ислам сумел показать нашему мудрому народу свои особенности и превосходство над другими религиями. Что касается Байтерека в Астане, то это архитектурно-строительный комплекс, замечательное произведение архитектурного искусства, одно из красивейших зданий столицы. Слово «байтерек» означает «древо жизни». Символический смысл этого строения – жизнь, вечность. Это символ нового Казахстана, возрождения казахского народа, его государственности. Я  не вижу никаких оснований связывать Байтерек с тенгрианством и тем более с попытками возродить его.

 

ХАДЖ В «ЛОГОВО ВАХХАБИТОВ»

– Официальным течением ислама в Саудовской Аравии является ваххабизм. Ежегодно эта страна при поддержке США тратит миллионы долларов на пропаганду ваххабизма. Каким образом Казахстан пытается бороться с ваххабизмом, если при этом направляет своих граждан на паломничество в Саудовскую Аравию?

С сайта azh.kz

– Как я уже отмечал выше, истоки идеологии современного ваххабизма находятся в Х-ХІ веках, на земле Андалусии (Испания). Некоторые учёные-богословы из этих мест, проследовав через регион Нажд, обосновались на севере нынешней Саудовской Аравии. Известно, что учёные Андалусии были последователями школы ашгари. Однако некоторые из них, ставшие основоположниками салафистко-ваххабистских идей, в ходе уроков в мечетях навязывали свое мнение, опровергали учение школы ашгари, порождали споры и конфликты. Впоследствии знаменосцем данной идеологии стал живший в ХIII-ХІV веках в регионе Шам Ибн Таймия (1263-1328 гг.). Он раскритиковал и очернил школы ашгари и матруди, считая их заблудшими. Известная нам салафистско-вакхабистская идея берёт своё начало в вышеуказанное время, а в ХVIII веке обновилась благодаря жившему на территории нынешней Саудовской Аравии Мухаммеду ибн Абдул Ваххабу. Его группа отличалась крайне агрессивным отношением к представителям других религиозных школ. Поэтому в истории эта группа известна под названием «ваххабизм» и «движение ваххаби». В то время появление на территории Османской империи такой основанной на агрессивной идеологии группы было на руку некоторым странам Европы. Она умело использовала это движение для внесения разлада внутри государства с целью развала Османской империи. Многие путают идеологию ваххабизма с паломничеством в Мекку. Совершение хаджа – последнее из пяти обязательных для мусульманина требований. Поэтому мусульманин, который имеет такую возможность, обязан хотя бы раз в своей жизни посетить Хагбу в Мекке и прочитать там молитву. Идеология Королевства Саудовской Аравии ваххабистского направления не может быть преградой для совершения хаджа. Так же неправильно полагать, что поехавшие в Саудовскую Аравию для совершения хаджа мусульмане нашей страны привезут оттуда и идеи ваххабизма. Вопрос не в хадже, а в том, что некоторые молодые люди нашей страны получают образование в теологических учебных заведениях данной страны. Прошедшая там обучение молодежь, приехав на свою родину, начинает проповедовать салафитские идеи, вносить разлад в общество.

 

БАБУШКА В ЧЕМ ВИНОВАТА?

– Что скажете о верующих, которые считают, что нельзя ходить на тои и поминки (садака)?

С сайта azh.kz

– Если, устраивая поминки по случаю семи, сорока дней и года со дня смерти усопшего, вы предложите обед для вдов и сирот, для неблагополучных семей, то это будет считаться богоугодным делом. Разумеется, здесь необходимо лишь сказать о том, чтобы не было излишнего расточительства. Каждый должен исходить из своих возможностей. Неправильно будет, если устраивающий поминки человек предается расточительству. Сейчас появилась группа людей, которая считает, что нельзя ходить на поминки. Я недавно был шокирован, когда услышал о внуке, который не участвовал в погребении и поминках родной бабушки. По мнению внука, на похоронах бабушки будет твориться бигдат (харам)... А давайте вспомним одну историю из жизни пророка: «Увидев, как несут хоронить умершего яхуди (еврея), пророк Мухаммед велел своим сахаба, стоя, с почётом проводить его в последний путь, справедливо считая, что он, хотя и представитель другой религии, но сын человечества». Уважение духа умершего, почитание его могилы – традиция предков ещё со времен гуннов, уйсунов. Что хорошего можно ожидать от внука, который не принял участие в погребении вырастившей его бабушки?

Кроме того, всё чаще встречаются случаи, когда увлекшиеся идеями салафистского толка призывают не соблюдать такие замечательные казахские традиции, как свадьба, беташар, дастархан для сватов и шильдехана. Но ведь все эти обычаи укрепляют отношения в новой семье.

Некоторые т. н. «верующие» на такое радостное событие в своей жизни как свадьба в качестве свидетелей приглашают десяток своих же «братьев», но через некоторое время, объявив «талак», разводятся. Разумеется, это следствие того, что не были приняты меры по укреплению семейной жизни, не был выполнен ни один из исконно казахских обычаев. И это следует воспринимать как идеологическую атаку, направленную на то, чтобы привести в упадок наше общество.

– Опасен ли для общества человек, не придерживающийся ахиды матруди?

– Ахида матруди – великая школа, сложившаяся в исламе. Кстати, 26 сентября текущего года в Талдыкоргане была проведена организованная Агентством РК по делам религии и акиматом Алматинской области республиканская научно-практическая конференция на тему «Ахида матруди – продолжение учения Абу-Ханифы». Эта школа широко распространенная в Средней Азии. В настоящее время появились салафиты-ваххабиты, которые опровегают эту школу, которой мы придерживались в течение веков. Они утверждают, что матруди – окончательно заблудившаяся ахида. Где бы не появлялась салафистская группа, повсюду она сеет раздор в обществе мусульман, дезорганизует, разрушает. В нашей стране возросло количество наших сограждан, которые обвиняют имамов в мечетях, простых верующих, в целом все казахское общество в том, что они заблудившиеся многобожники. Сответственно испортились отношения между мусульманами. Это и есть цель стоящей за данной группой влиятельных сил. Однако молодые люди, сознание которых отравлено салафистским вирусом, не знают и не желают знать этого.

 

ВОЕННАЯ БАЗА США – ЭТО СВЯТОЕ

– Кто такие мадхалиты? Являются ли они мусульманами?

– Мадхалиты появились в 1980-85 годы в Саудовской Аравии. Эта салафитская группа, основанная неким Рабиг ибн Хади аль-Мадхали, опираясь на шариат, обосновала необходимость размещения военной базы США на территории Саудовской Аравии и пользуется большой поддержкой со стороны властей страны. Эта группа не признаёт правильной ни одну из существующих в мире ислама школ ахиды и права. Мало того, они даже не признают салафитов, с которыми у них одна и та же ахида.

Сейчас появились люди, высказывающие мнение, что салафизм следует рассматривать в двух видах: умеренном и радикальном. Это мнение они основывают на том, что есть две группы салафизма, одна признает принципы светского государства, считает вооруженные действия противоречащими шариату. А другая считает, что государство должно жить только по законам шариата, в противном случае надо прибегнуть к оружию. Поэтому якобы первую группу, поскольку она не выступает против нашей государственности, следует считать умеренной и сосредоточиться на борьбе против второй, радикальной группы салафизма. Умеренной здесь называется группа мадхалитов, а радикальной – знакомая нам группа такфиристов.

Считаю, что в делении салафитов на такие категории надо быть очень осторожными. Различны лишь их некоторые политические взгляды. Значит, никто не может гарантировать, что группа салафитов с умеренными политическими взглядами, в будущем, исходя из своих интересов, не примется осуществлять основную их цель – очищать мир от других мусульман. Таким образом, сегодняшние умеренные салафиты вполне возможно станут радикальными.

 

ЭТО, БРАТЦЫ, ДЛЯ ПРОДВИНУТЫХ

– Кто такие суфисты? Предусматривает ли шариат поклонение духовному наставнику (пір)?

С сайта azh.kz

– Суфизм – система, которая изучает глубокий смысл текстов Корана и хадисов и разъясняет их на высшем уровне. Это учение называется тасаууф, оно придает значение не таким сферам, как фикх, ахида, а моральным, этическим ценностям исламской религии. Сейчас многие, особенно салафиты, стали огульно охаивать это учение, не понимая ни его сути, ни содержания. Разумеется, и в этом действии, как я уже отмечал ранее, заметны скрытые политические цели.

В развитие суфийского учения внесли свой вклад такие известные люди из мира ислама как Абу Хамид Аль-Газали, Фахриддин Ар-Рази, Мухасиби, Хушайри, Руми, Ходжа Ахмед Ясауи, Машхур Жусип, Шакєрим, Абай. Немыслимо полагать, что нынешние ваххабиты, не умеющие правильно прочитать суру Фатиха, понимают ислам и суфизм лучше этих великих личностей.

К сожалению, возникшие в стране в последние годы под знаменем суфизма некоторые группы, такие как «зикиршилер», «группа Курбанали тахсира», запятнали суфийское учение. Сейчас, когда речь заходит о суфизме, люди сразу же припоминают эти группы. Представители этих групп, прикрываясь учением суфизма, использовали его в своих личных интересах. Однако в любом случае мы не должны путать основанный на науке и духовности суфизм со лжесуфизмом. Настоящим суфизмом является тот путь, которого придерживались вышеуказанные исторические лица.

 

БЕСЫ ИЛИ АНГЕЛЫ?

– Можно ли считать, что казахи в давние времена заблуждались? Ведь в старину казахи в бою против врага воодушевлялись криками «Иє, аруах», «Абылай», «Агатай». Понятие о том, что нельзя верить в аруахов и святых разве не лишает казахов их руха, отдаляет от духовности?

Вопрос по телефону

– Во-первых, слово «аруах» представляет собой множественное число арабского слова «рух». Значит, под «аруахом» следует понимать «души», «рухи». В этой связи следует сказать о том, что казахи применяют это слово и в значении «бес», «ангел». Например, слова нынешних знахарей о том, что в человека «вселился аруах», означает, что в него «вселился бес». Потому что аруах никогда не вселяется в человека, однако бесы могут вселиться и управлять человеком. Кроме того, в Коране есть аяты, в которых говорится о том, что во время сражений при пророке Аллах посылал мусульманам в помощь ангелов. И, похоже, казахи, вступая в бой с неприятелем, кричали «аруах» с мыслью призвать на помощь этих самых ангелов. Оснований для подобной гипотезы достаточно. И ещё: следует различать поклонение аруаху и уважение к аруаху. По шариату, человечество должно поклоняться лишь одному Аллаху. Поэтому Духовное управление мусульман Казахстана призывает поклоняться одному Аллаху, уважать аруахов, читать в их честь аяты из Корана.

В настоящее время известные многим под названиями «Ата жолы», «Сункар», «Акку» группы вводят людей в заблуждение, сопровождают их на кладбище, получают за это деньги, превратив это дело в бизнес. Поскольку организация «Ата жолы» пошла на такие действия, занималась отравлением сознания населения, решением суда на её деятельность в стране были введены ограничения.

 

КТО И СКОЛЬКО ПЛАТИТ?

– Хочу спросить вас о заработной плате имамов. В прошлом году главный имам Актюбинской области Абдумутали ДАУРЕНБЕКОВ утвердил заработную плату имамам, которые ранее жили за счёт фитр-садака, других пожертвований со стороны населения. Имамам районов зарплата установлена на уровне 50 тысяч, имамам аулов – 35 тысяч тенге. А выплачивается ли зарплата имамам в Атырау? Как вы считаете, правильно ли назначать в нашей стране зарплату имамам, муллам?

Марат

– Согласно Конституции, государство отделено от религии. Поэтому религиозные объединения и их работники не финансируются государством. Однако, поскольку имамы мечетей вносят вклад в формирование духовной составляющей народа, общество не должно оставлять их без внимания. В настоящее время при спонсорской поддержке частных предпринимателей и через фонд «Зекет» мы устанавливаем имамам мечетей области, в зависимости от их образования и занимаемой должности, месячную заработную плату в размере 40-100 тысяч тенге.

 

НЕ ШУТИ С ТАЛАКОМ

– Входит ли в вашу компетенцию контроль за работой Центра мусульманского бракосочетания?

– Поскольку это частное предприятие, контроль над их деятельностью не входит в нашу компетенцию. Но мы можем выйти на них и установить с ними связь.

– Слышала, что в стране участились случаи развода путём «талака». Каков порядок развода согласно «талаку»? И к каким последствиям может привести такой развод?

Акмарал

– В настоящее время увеличилось количество людей, которые женятся, но через некоторое время, не обертя согласия в семье, разводятся. Это одна из актуальных проблем общества. В действительности пророк говорил своим последователям: «Женитесь, сочетайтесь узами брака, рожайте детей, умножайтесь. Я буду гордиться вашей многочисленностью в Судный день перед другими последователями». Ислам запрещает даже в шутку говорить жене о разводе. Даже сама шутка воспринимается исламом как реальное действие. В хадисе сказано: «Три вещи истинны и в шутку и всерьёз. Это талак, брак, освобождение раба». В прежние времена у воспитанных таким образом казахских невесток и в мыслях не было собрать свои вещи и уехать к своей родне. С того момента, как она переступала порог нового дома, и до конца своей жизни она хранила очаг. Ведь недаром говорят: «Родина начинается с семьи».

Как я уже отмечал, на подобные действия сейчас чаще всего идут представители салафитской группы. Они не до конца понимают смысл и содержание семейной жизни, а также не признают укрепляющие её национальные ценности. Кроме того, и девушки, находящиеся под влиянием этой группы, не считают для себя зазорным разводиться по нескольку раз и вновь выходить замуж. Почему? Потому что все начинается с ошибочного понятия о религии. Исламская религия разрешает разводиться супругам, если они не понимают друг друга и не могут жить вместе. Однако шариат не одобряет это действие.

Поскольку развод в семье – решение, касающееся судьбы человека, шариат ставит несколько условий. Это такие условия, как здравый рассудок мужчины, совершеннолетие, отсутствие в дни развода месячных у женщины, наличие двух свидетелей. Разумеется, это тема, требующая специальной лекции, поэтому советую более полные сведения получать на специально организуемых в мечетях курсах.

 

ТЕОЛОГ ПОД ПУЛИ НЕ ПОЙДЁТ

– Говорят, что в мечетях ходят проповедники, которые собирают людей для джихада. Правда ли это?

– Сложно сказать однозначно, есть такие проповедники или нет. Во-первых, имамы в мечетях такими делами не занимаются. Во-вторых, в нашем обществе есть граждане, поддерживающие идею джихада и призывающие выехать для этого в арабские страны. Однако, поскольку это противоречит нашим законодательным нормам, эти люди могут вести проповедь скрытно, пересылать видеоролики и аудиозаписи друг другу или просматривать и прослушивать их в частных домах. Но так как они тоже читают намаз, они могут посещать мечеть.

– В ходе операции по задержанию террористов в мкр. Коктем г. Атырау и мкр. №1 в Кульсары погибли молодые люди. Нельзя ли в ходе таких операций вызвать теолога, чтобы тот предварительно провёл с ними переговоры? Мне кажется, в любой такой операции обязательно должен быть один переговорщик.

По телефону

– Их (террористов) неоднократно предупреждали с помощью мегафона. Было сделано всё, чтобы заставить их отказаться от недобрых намерений. Теологи – гражданские лица, они не работники силовых структур. Поэтому посылать на место вооруженных столкновений теологов опасно. Посылать их на переговоры с людьми, которые не признают теологов, имамов, обвиняют их в греховных деяниях, было бы с одной стороны глупо, с другой стороны противоречило бы закону. Если бы эти заблудшие ребята после предупреждений со стороны работников правоохранительных органов вышли сдаваться по доброй воле, наказание было бы смягчено. Их призывали к переговорам, но они отказались. Разговоры о том, что силовики их сразу же застрелили, является ошибочным мнением.

Наши теологи, имамы разъясняли молодёжи из нетрадиционных религиозных течений их ошибки, предупреждали, чем всё может закончиться. Однако шейхи, в свою очередь, говорили им: «Ты не слушай других, имам совершает бидгат, он заблудившийся, не слушай его. Когда читается пятничный намаз, вставляй в уши наушники, сиди и слушай нашу проповедь». И поддавшись таким речам, ребята твердили: «Мы должны думать только о том, как попасть в рай Аллаха». Они осознали свои ошибки только теперь, когда оказались за колючей проволокой.

 

НЕТ ШЕЙХОВ В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ

– Кто такие Дарын Мубаров, Ринат Казахстани?

По телефону

– Дарын Мубаров уроженец Тараза, получил образование в Киргизии. Слышал, что впоследствии он уехал учиться в Саудовскую Аравию. Его проповеди имеют салафистско-ваххабистскую направленность. Он не поддерживает ахиду, которой придерживается наше духовное управление, один из самых красноречивых проповедников. А Ринат ведёт проповедь на русском языке, по национальности он татарин. Получил образование в Египте, где учился в салафитском центре, работает против мазхаба ханифа, ахиды матруди.

– Считаю, что в нашей стране нет авторитетных имамов и шейхов. По-моему, чтобы не допустить вступление молодежи в экстремистские религиозные группы, неплохо было бы пригласить в нашу страну с проповедями авторитетного шейха одной из стран Востока.

По телефону

– Не могу согласиться с тем, что в нашей стране нет авторитетных шейхов. Наши шейхи, специалисты в области религии – в основном молодые люди, потому что мы стали готовить специалистов в сфере религии совсем недавно. За такое короткое время невозможно подготовить серьёзного авторитетного шейха. Но у нас есть образованные теологи, шейхи, которые имеют определённый авторитет в мусульманской общине. Такие теологи из Атырау как Ерсин АМРЕ, Ергали АЛПЫСБАЕВ, а также Канат ЖУМАГУЛОВ, Кайрат ЖОЛДЫБАЙ, Наурызбай УТПЕНОВ из Астаны имеют достаточно большой авторитет перед народом.

В начале 90-х годов в Казахстан приехали шейхи-салафиты и ваххабиты, они работали здесь в течение 5-6 лет. В то время мы ещё не могли разобрать, кто из них ханафит, а кто ваххабит. Эти шейхи читали проповеди в Астане, Алматы, Шымкенте, Таразе, набирали учеников. Они посылали в Саудовскую Аравию по 40-50 своих учеников. Там принимали всех, потому что все было заранее согласовано. Тогда как мы стояли в очередях за хлебом и получали в месяц по 2 000-3 000 тенге, приехавшие в страну арабские шейхи за свои проповеди получали в месяц зарплату более 2 000-3 000 долларов. Таким образом, тогда они заложили крепкий фундамент. Молодёжь поверила в то, что они и есть те, кто придерживается истинного пути, чистого ислама. Они внушали неокрепшим умам: «Не слушайте духовное управление». И учёные нашего духовного управления стали для них неавторитетными. Поэтому я против приглашения в страну шейхов. Но помимо Саудовской Аравии, есть несколько университетов, обучающих традиционной исламской религии в Ливане, Египте, Сирии. Там арабские учёные, преподаватели объясняют опасность салафизма и ваххабизма, и у нас в планах есть пригласить придерживающегося мазхаба ханафи шейха из университета Аль-Азхар.

 

ПРОГУЛЯЛИ АХИДУ...

– Пропагандистская группа, состоящая из представителей управления по делам религий и имамов мечети продолжает свою работу в школах. Молодёжь не хочет участвовать в этих мероприятиях. Многие попросту сбегают, а оставшихся учеников учителя буквально загоняют силой. По-моему, молодёжь можно было бы заинтересовать разговорами на патриотические темы, а также темы, касающиеся уважения к старшим, соблюдения традиций и обычаев, нежели рассказами на тему ахиды. Что вы об этом думаете?

По телефону

– Входящие в состав этих групп светские люди занимаются разъяснительной работой как раз по указанным в вашем вопросе проблемам – человечность, мораль, традиции и обычаи, национальные ценности, уважение к старшим. А имамы и теологи разъясняют ценности традиционного ислама. Кроме того, активисты-салафиты ведут проповедь среди молодёжи в первую очередь по вопросу ахиды, веры. Осуждённые за террористические действия салафиты первым делом заблуждались в вопросе веры. Поэтому считаю, что требование времени – дать сведения населению в рамках данной темы. У русского народа есть поговорка: «Кто предупреждён, тот вооружён». Поэтому считаю, что от бесед с народом по вопросам ахиды, шариата вреда не будет, а будет только польза.

 

...И СБЕЖАЛИ С ФИЗИКИ

– Ученики в учебное время читают намаз в мечети. Говорят ли им муллы: «Дети, идите в школу, не прогуливайте уроки»? Какие меры принимаются в отношении таких учащихся?

Элина

– Сейчас мы проводим с учащимися разъяснительную работу. В учебное время они в обязательном порядке должны получать знания. В исламе получение образования стоит на первом месте. По шариату, если время намаза совпало со временем получения знаний, ученик может совершить намаз чуть позже. Муллы не могут сказать в мечети прихожанам: «ты приходи, а ты можешь не приходить», это не входит в их компетенцию. Они обязаны обслужить любого, кто посещает мечеть. Но и муллам, и имамам мы даём свои советы по этому вопросу. Однако молодые люди из числа салафитов, которые не слушают ни своих родителей, ни имамов, часто ходят во время уроков в мечети для чтения намаза. Это вопрос нам пока не удаётся отрегулировать с правовой точки зрения. Пока мы ограничиваемся лишь разъяснениями.

 

АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ КВИТАНЦИЯ

– Есть ли телефоны доверия, по которым можно позвонить и получить разъяснения по религиозным вопросам?

Айбек

– В настоящее время по поручению Государственного секретаря в стране создана единая «горячая линия» – 114. Любой гражданин может связаться по этому номеру и получить консультативный совет. Со своей стороны мы предложили коммунальным предприятиям области на обратной стороне доставляемых в каждый дом квитанций вместо коммерческой рекламы печатать информационные материалы, направленные на профилактику религиозного экстремизма и терроризма. В рамках этой акции мы доведём до населения и информацию о данной «горячей линии». В городе Атырау в целях оказания информационно-консультативной, правовой и психологической помощи действует Центр помощи пострадавшим от деструктивных религиозных течений «Шапағат». Кроме того, по общим религиозным вопросам вы можете позвонить по телефонам 32-16-40, 46-74-43, и вам обязательно помогут.

Айнур САПАРОВА

Фото Каната ЕЛЕУОВА

7 ноября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.