Атырау, 4 октября 18:19
 ясноВ Атырау +10
$ 482.86
€ 533.17
₽ 5.08

Не гонялся бы, ты, облздрав, за дешевизною...

8 985 просмотров

Более дешевый эквивалент жизненно необходимого лекарства навязывает областное управление здравоохранения людям с трансплантированной почкой. За новой своей почкой (читай – жизнью) эти люди доехали в свое время до России, Китая и даже Пакистана. Родина их встретила поначалу с пониманием, но в последнее время в этих ровных доселе отношениях наметилась трещина…

 

ВРАЧИ ПРОТИВ ЭКОРАЛА

Средняя стоимость пересадки «живой» почки (то есть не трупной, а от донора) 35-40 тысяч долларов. Ждать квоты возможности у них не было: подходящей почки нужно ждать годы, а у многих этого времени нет. В их случае как никогда уместна циничная в другом контексте поговорка «хочешь жить – умей вертеться». Чтобы получить свой шанс на жизнь, кто-то продал машину, кому-то собрали родственники, кто-то взял кредит… Но найти деньги, донора, клинику и пережить тяжелую операцию – это далеко не хэппи энд, скорее, начало жизни с чьим-то очень дорогим и очень хрупким даром, который так и норовит покинуть новое, чужое для него тело. Чтобы не допустить такого, этим людям нужно пить иммунодепрессанты дважды в день. Для сохранения пересаженного органа важнее всего подавляющая иммунную систему терапия она не позволяет распознать «чужака» и отторгнуть его. Обеспечение подобными лекарствами входит в рамки бесплатной медицинской помощи государства.

– Сразу после операции по назначению своего трансплантолога я начал принимать два лекарства, в том числе оригинальный препарат итальянского производства «Сандиммун Неорал». Здесь мой нефролог это назначение поддержал,– говорит один из обратившихся в редакцию людей с пересадкой почки, назовем его Руслан. – Я сижу на сандиммуне три года, до сих пор всё было нормально: я иду к участковому, он выписывает по направлению моего нефролога рецепт, иду в аптеку и получаю лекарство. Но на этот месяц облздрав неожиданно произвел замену для нас сандиммуна на экорал. Я пошел к нефрологу он категорически запретил мне переходить на этот препарат. Как оказалось, он синтетического происхождения, дает много побочных эффектов: повышает уровень сахара, холестерина, сажает желудок, вызывает тошноту, рвоту… Нам внушают, что это одно и то же лекарство под различными торговыми марками, но дело ведь в том, что сандиммун – давно известное, хорошо себя зарекомендовавшее оригинальное лекарство, а экорал – его дешевый аналог или, еще говорят, генерик. В интернете, например, об Экорале практически нет информации, он мало изучен, мало испытан, врачи, как правило, против этой замены.

Гуле подсадили почку в Пакистане в 2011 году, консультируется она со своим лечащим врачом-нефрологом в Алматы: 

Он тоже категорически отсоветовал мне переходить на новое лекарство. По его словам, этот генерик приводит к диабету. Были случаи, когда прием этого препарата спровоцировал отторжение. Поймите правильно – если все здоровые люди стремятся укрепить и повысить иммунитет, мы, наоборот, вынуждены его постоянно подавлять. И вследствие этого мы словно младенцы: на нас даже чихать нельзя, потому что банальная простуда оборачивается пневмонией. А смена препарата это гарантированный стресс для организма, и кто знает, справится ли он с ним? Мы и так больные люди, нам только диабета не хватало. Но нас поставили перед фактом: мол, облздрав закупил, другого до конца года уже не будет. То есть хочешь бери, не хочешь – покупай сам то, что тебе нужно. А это очень дорогое лекарство, не каждому по карману. До середины ноября запасов хватит, а потом что делать?

Жанна оперировалась пять лет назад в Санкт-Петербурге, и поддерживает постоянную связь со своим трансплантологом: 

– Я позвонила ему, как только мне сообщили о замене. Он запретил мне даже пробовать экорал. Я его получила, но пить не стала – пока есть запасы, буду пить сандиммун, если нам перестанут выдавать – придётся покупать самим…

За нежеланием этих людей принимать синтетические препараты стоит страх потерять относительно стабильное здоровье или даже жизнь. Побочные эффекты генериков эксперты связывают с тем, что при замене одного препарата на другой с тем же веществом часто наблюдаются изменения концентрации действующего вещества в крови. А уже одно это может спровоцировать тяжелые осложнения.

 

ПЕСОК –ПЛОХАЯ ЗАМЕНА ОВСУ

Сегодня у многих лекарств имеются генерики (допускается также написание дженерики) – лекарственные препараты с аналогичными свойствами и одинаковым действующим веществом, зарегистрированные под другой торговой маркой. Например, сандиммун и экорал объединяет общее действующее вещество циклоспорин (ciclosporin).

Стоимость генериков значительно ниже, иногда в десятки раз, что на первый взгляд создает предпосылки для экономии средств в органах здравоохранения. Однако известно, что генерические препараты – это всегда препараты другого производителя, с возможными отклонениями в технологии производства, степени очистки сырья и т. д. По мнению некоторых экспертов, доклинические испытания генериков в ряде случаев проводятся не в полном объеме, отсутствуют крупные сравнительные клинические испытания эффективности и безопасности таких лекарственных средств. Видимо, поэтому лечащие врачи в приватных обсуждениях со своими пациентами, как правило, выступают резко против замены препаратов. Но на уровне официальной медицины предпочитают держать это свое мнение при себе, поскольку оно идет в разрез с принятой в последние годы стратегией оптимизации расходов в здравоохранении. В последнее время госзакупки лекарственных средств ведутся по новым правилам, которые фактически уравнивают оригинальные препараты с генериками. В результате пациент, привыкший к определенному препарату, вынужден принимать его аналог. Закупка более доступных лекарственных препаратов является политикой государства, направленной на сокращение социальных расходов бюджета. Но эта политика вызывает сопротивление пациентов с пересаженными органами не только в Атырау. В течение этого года серия скандалов, связанных именно с введением в перечень бесплатных лекарств экорала как заменителя сандиммуна, прокатилась в Алматы, затем в Астане. Тема вызвала большой общественный резонанс, и в этих городах программы с заменой быстренько свернули. Во всяком случае, те, кто отказался от экорала, снова получают сандиммун. В России эта тема тоже вызывает жаркие дебаты, и тамошние функционеры от здравоохранения избрали такую же тактику: генерики – скандал – возвращение к оригиналам. Похоже, теперь попытку сэкономить деньги на жизни и здоровье особо уязвимых пациентов предприняло Атырауское областное управление здравоохранения…  

 

ДО КОНЦА ГОДА – САНДИММУН

Облздрав прекрасно осведомлен о недовольстве пациентов в связи с переходом на заменитель. Ситуацию прокомментировала начальник лекарственного отдела облстного управления Алмагуль ДАВЛЕТОВА: «Закуп медикаментов для бесплатного обеспечения амбулаторных больных регламентируется приказом министерства здравоохранения РК №786 от 04.11.2011 г., где указаны заболевания, наименования препаратов и дозы, подлежащие к закупу. Также МЗ РК ежегодно обновляет Приказ по предельным закупочным ценам на лекарственные средства.  По тендеру на 2013 год по заболеваниям «Состояние после пересадки органов и тканей» и «Прогрессирующие гломерулярные заболевания» был закуплен препарат «Циклоспорин» под торговым названием «Экорал». Ежегодно закупаемый для этой группы больных циклоспорин под торговым названием «Сандиммун» не  закуплен, так как его закупочная цена превышает  предельные цены, регламентирумые приказом МЗ РК №903 от 27.12.2012. Экорал закуплен в количестве, достаточном для всех больных, но проблема в том, что часть пациентов отказывается принимать экорал из-за плохой переносимости, из страха, что переход на генерик экорал приведёт к учащению криза отторжения. На данный момент по области  на Д-учёте состоят 16 больных с трансплантированной почкой, которым с целью профилактики криза отторжения рекомендован непрерывный прием циклоспорина. Врачи разъясняют, что разнится только в торговом названии, а действующее вещество циклоспорин одно. Однако больные отказываются принимать экорал, в результате чего  поликлиники вернули некоторое количество препарата, которое было перераспределено для вновь выявленных пациентов. Имущие больные самостоятельно покупают дорогой препарат сандиммун на собственные средства. Под срывом лечение пациентов, которые имеют противопоказания на лечение экоралом, из-за вероятности развития терминальной ХПН (стадия хронической почечной недостаточности, состояние организма, обусловленное полной потерей функции почек). Поэтому на основании Протокольного решения заседания Комиссии областного управления здравоохранения было принято решение о необходимости закупа циклоспорина под торговым названием «Сандиммун» для больных, имеющих противопоказание на лечение генериком экорал. Была выделена дополнительная сумма из местного бюджета для закупа данной группы лекарственных средств. Сандиммун в трех дозировках (25, 50 и 100 мг) закуплен в количестве, достаточном до конца года и первого квартала следующего года для больных с противопоказаниями на прием экорала. К сожалению, в связи с подходящими сроками годности закупленного сандиммуна (февраль и апрель 2014 г.) невозможно обеспечить данным препаратом  больных  на  более длительный период. Областное управление здравоохранения при дефиците финансирования всегда при закупе отдавало приоритет оригиналам. Так, для амбулаторных больных закупаются препараты “Плавикс”и гипоаллергенная молочная смесь “Нестожен”,в соседних же областях закупают “Малютку”».

На самом деле складывается ощущение, что эффект от такого рода экономии до конца не просчитан. На одном из медицинских сайтов проскользнула цифра: если риски осложнений при приеме сандиммуна равны 4%, то у экорала они доходят до 15%. Побочные эффекты, тяжелые осложнения требуют дополнительного медицинского вмешательства, экстренной дорогостоящей помощи. Даже неизбежный возврат этих людей к гемодиализу (аппарату искусственной почки) обойдется бюджету в значительные суммы, не говоря уже о выброшенных на ветер государственных деньгах, выданных по квотам на трансплантацию в случае отторжения органа…

Экорал обходится облбюджету дешевле примерно в полтора раза. Один из моих собеседников из Атырау утверждает, что видел собственными глазами в финансовых документах облздрава покупочную стоимость в 77 500 тенге за упаковку. Вероятно, он как неспециалист ошибся, или это повод для проверки. Поскольку источники как в облздраве, так и у его поставщика дали мне совершенно иные цены: за оригиналы объёмом 25-50-100 мг бюджет платит обычно от 7 000 до 12 000 тенге. На оставшееся полугодие по приказу минздрава на действующее вещество циклоспорин установлена цена предложения от 3 779 тг до 7 700 тенге, то есть поставщик при большом желании не может поставить на эти суммы оригинал, поэтому он приобрел заменитель, уложившись в требуемые суммы. То есть разница между оригиналом и заменителем составила для государства полтора раза. Астанчане же между тем открыто утверждают, что покупали Сандиммун за 45 тыс. тенге. На российских сайтах средняя продажная стоимость 25-55 тыс. тенге. Откуда берутся цены на черном рынке лекарственных препаратов? На каком этапе адекватная цена на жизненно необходимое лекарство для нуждающихся в нем лиц взлетает до космической? И так ли уж много экономит бюджет конкретно нашей области на 16 несчастных, живущих с чужой почкой взаймы?

Зульфия БАЙНЕКЕЕВА

7 ноября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.