Атырау, 29 ноября 03:33
 будет пасмурноВ Атырау -1
$ 513.00
€ 541.16
₽ 4.69

Старше века

8 523 просмотра

– Детки мои, сейчас, хвала Всевышнему, есть всё необходимое, у вас всего вдоволь: и еды, и одежды. Аллах ниспослал вам счастливую обеспеченную жизнь. Помоги ближнему, поделись с ним, и получишь благословение, услышишь слова благодарности! Здоровья вам, благополучия, пусть всегда перед вами восходит солнце! – говорит Нышан ЖУБАЕВА (на снимке), которой недавно исполнилось 102 года.

 

В доме Нышан аже, что в пригородном селе Томарлы (Тендык), нас встретила её невестка Динара. Ожидавшая в гостиной аже при виде нас сразу же привстала, поздоровалась и усадила возле себя. Я попросила её рассказать о своей жизни, такой долгой и, наверное, наполненной всякими интересными событиями.

Ой, доченька, чего уж там спрашивать! Хлебнули мы горя, фашистская Германия принесла несчастье в каждую семью, – говорит, вздыхая, бабушка. – Во время войны женщины в тылу работали днём и ночью. Времени на развлечения не оставалось. На фронт необходимо было отправлять теплые вещи, шерстяные носки и рукавицы. Одни пряли пряжу, другие вязали...

Мне подумалось, а мы смогли бы выдержать все те испытания, которые выпали на их долю?.. А вот они выстояли.

Нышан аже велела своей невестке – жене внука – готовить чай для гостей, а сама продолжила свой рассказ.

– Мужа отправили на фронт. В те времена мы жили впроголодь, иногда в доме не было даже куска хлеба. Мы мололи просо, из просяной муки пекли хлеб. Мельничные жернова были очень тяжелыми, много не намолотишь...

Аже прервала свой разговор и глубоко вздохнула – то ли вековая память подкидывала картинки из прошлого, то ли просто устала бабушка. Потом продолжила:

– Время было военное, и по ночам нам не разрешали зажигать керосиновую лампу... С юных лет мы работали, а работа в ауле никогда лёгкой не была. Я и санитаркой поработала, а в основном – в родном колхозе. Без дела никто не сидел тогда... 

Но ни домашние заботы, ни тяжёлый труд в колхозе не давали забыть об братьях, мужьях и отцах, ушедших на войну. Получив заветный треугольник, женщины забывали о всех трудностях и невзгодах. Почти все солдатские письма, пришедшие с фронта, неизменно заканчивались словами «просите нашего благополучия».

– И мы просили Аллаха ниспослать им удачу и уберечь от пули. Ничем более помочь мы не могли... – говорит аже.

И она была благодарна Всевышнему за то, что муж на одной ноге, но живой вернулся домой. 

Мужа уже давно нет в живых, он умер в 1971 году. Я родила десятерых детей, но, увы, из них сейчас живы только двое. Такова судьба, и остается лишь смириться... Сын и дочь обзавелись семьями и народили на радость мне кучу внуков, – продолжает аже.

Я ещё раз подивилась силе духа этой женщины, на долю которой выпало такое огромное горе – пережить смерть родных детей.

– Я родилась в 1911 году, жили мы тогда на «русской» стороне реки (нынешняя правобережная сторона. – Прим. Н. Х.). Моя мама умерла, когда мне было 7 лет, а вскоре мы перебрались на «казахскую» сторону. Когда мы поселились здесь, тут были лишь густые заросли камыша. Я очень хотела учиться, но мне не выпала такая возможность, вот так и осталась неграмотной. В нашей семье было пятеро детей, но никто из них, кроме меня, не был долгожителем. Они ушли в мир иной где-то в возрасте 70 лет, – рассказывает она.

На мой вопрос относительно секретов долгожительства бабушка ответила:

– Да какой там секрет, это всё от бога.

Несмотря на свои преклонные годы, аже все еще подвижна, в ней чувствуется внутренняя сила. В тот день, когда я побывала у них дома, бабушка собиралась в гости.

Она сама обслуживает себя. Иногда стирает свою одежду, причём делает это вручную, не доверяет современным стиральным машинам. Иногда вместе смотрим сериалы, – с улыбкой говорит её невестка. – Она старается быть везде, куда её приглашают, везде она в центре внимания, разговаривает, шутит...

Как правило, казахи не отпустят любого гостя, пока тот не отведает угощенья. Вскоре меня позвали к столу. Я хотела было взять аже под локоток и помочь ей, но она сказала:

– Я сама, спасибо, айналайын.

Оперлась на палку и самостоятельно добралась до уставленного едой стола. Положила пару ложек поджаренного проса в крепкий густой чай с молоком и с удовольствием пила вприкуску с сахаром.

Перед уходом она провела своей ладонью по моему лбу и пожелала мне здоровья и счастья.

Спасибо, аже. Долгих Вам лет жизни!

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА

Фото автора

24 октября 2013, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.