Атырау, 5 декабря 07:20
 облачноВ Атырау -1
$ 523.58
€ 549.71
₽ 5.01

508 секретов математики, или Как считает статистика

6 141 просмотр
508 секретов математики, или Как считает статистикаИз редакционного факса еженедельно выползают на стол замредактора длинные языки отчетов: родился ты, женился, расстался, ушел в мир иной, купил, продал, заработал, потратил, заболел, доверил банку кровные или одолжил у него – любое наше движение в финансовом, гражданском, потребительском и прочих пространствах фиксируется, регистрируется и вносится в базу. Официальных статистических данных.
ОСОБЕННОСТИ ОФИЦИАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ

Мы не доверяем статистике, но охотно её читаем. Это как метеосводки – никто не верит, но все просматривают. Чтобы чертыхаться вслух или снисходительно кривить губы во всепонимающей улыбке, это кому как воспитание позволяет. Официально объявляемые показатели инфляции всегда ниже, чем кажется населению, и от этого возникает ощущение большой лжи и перекраивания истины. Ну как не злиться, ей богу, когда читаешь, что цены, согласно данным Агентства по статистике, на потребительские товары – самое важное для широких слоев населения - выросли за восемь месяцев текущего года: на продовольствие – на 8,9 процента; на непродовольственные товары – на 6,1 процента; на платные услуги – на 9,1 процента. Как верить в эти указанные жалкие 6 процентов, если позавчера пачка прозаической, но необходимой туалетной бумаги стоила в ближайшем супермаркете 497 тенге, а вчера лично я заплатила за нее уже 534?! За день скачок составил 37 тенге, это 7,4 процента.
На самом деле, обмана здесь нет, говорят статистики. Пропасть между тем, что мы тратим ежедневно, и тем, что показывает статистика, образует методика исчислений. Очень сложная, несведущему в этой науке человеку не понятная и оттого еще более чуждая. Но главная причина, лежащий на поверхности секрет – всё же не в методике.
– При исчислении инфляции используется длинный, включающий в себя 508 наименований перечень товаров и услуг, общий прирост цен на которые и образует официальную инфляцию, – поясняет нехитрую, как оказалось, истину заместитель начальника областного управления статистики Галя МУХАНГАЛИЕВА. – Наши интервьюеры отслеживают цены в течение месяца, если происходит резкое изменение, то они ведут даже ежедневное наблюдение. Для выведения инфляционных показателей важны многие моменты, особенно удельный вес тех или иных категорий в формировании общей картины. Особенно велико влияние стоимости коммунальных услуг, продуктов питания, бензина и других товаров ежедневного спроса. Однако отчёты отсылаются и перерабатываются в Астане - конечно, согласно всему перечню, который включает в себя наиболее представительные виды товаров и услуг, занимающих наибольший удельный вес в потреблении населения.
Говоря нашим обывательским языком, это список, отражающий наши потребности в еде, одежде, предметах быта, коммунальных услугах, лекарствах, транспорте и его содержании, информации и пр. Весьма обширный. Учтены продукты питания; налоговые отчисления; сапожки цельнорезиновые; услуги лифта и народной медицины; автомобили благоразумно разведены в разные строчки – импортного производства и стран СНГ; вся линейка нефтяных продуктов по октановым числам; «готовая пища в ресторанах»... Естественно, не хлебом единым жив казахстанский гражданин, ему надо в кино, театр и в концертный зал. Не вписывающиеся в эти культурные рамки могут рассчитывать на пункт затрат под названием «прочие услуги в области культурных мероприятий». Предусмотрено также «изготовление гроба» и «рытье и закапывание могилы»...
КТО ЗА МУЗЫКУ ПЛАТИТ, ТОТ ЕЁ И ЗАКАЗЫВАЕТ

Понятно, что позиции довольно условны. И купленная за 10 тысяч тахта в детскую, и дизайнерский диван за 2 миллиона относятся к одной категории товаров, а их стоимость сложена и поделена на все души населения страны, родив таким образом сводный условный показатель стоимости наименования «диван-кровать» из перечня. По той же примерно схеме подсчитывается среднемесячная заработная плата условного атыраусца. Поэтому не стоит кипятиться, завидев эти пресловутые 100 тыс. тенге. Если сложить зарплату участковых врачей, учителей начальной школы и других бюджетозависимых специалистов, прибавить сюда доходы топ-менеджеров нефтяных, строительных, риелторских компаний (пусть они и составляют менее 0,1% от всего населения), а потом разделить на душу населения, становится ясным, откуда в Атырау такая жировая зарплата нарисовалась.
Настолько же условны в понимании среднего казахстанца показатели инфляции, потому что постоянно дорожает определенный круг товаров и услуг, а далеко не все 508 пунктов ориентировочного списка. Но другое дело, что именно товары и услуги, необходимые и доступные большинству граждан (а это опять же далеко не весь список), дорожают в первую очередь.
На что-то цены даже снижаются, этого мы частенько в своем остро критическом угаре склонны не замечать, однако вот факты: по сравнению с сентябрем снизилась официальная средняя стоимость проезда в поездах – с 8024 тенге до 6746; на цемент, бензин и дизельное топливо. Тут следует привести цитаты из подготовленной по моей просьбе презентации управления статистики. «Сбор информации производится на основе централизованно заданного обобщенного описания товарных позиций конктретных видов товаров и услуг, которые регулярно реализуются в течение продолжительного времени и предлагаются на продажу в качественно неизменном виде». То есть все товары и услуги, точней их качественные характеристики, максимально обобщаются. Например, хлеб не буханками измеряется, а килограммами.
Однако такой упрощённый подход в отношении других предметов или услуг весьма затруднителен, на мой взгляд. К примеру, неизменными, по данным управления статистики, остались цены на примерно 40 наименований непродовольственных товаров. Вот тут-то и возникает трудность с усреднением, обобщением и подгонкой к единым стандартам. Поясню. Так, прежняя цена, согласно последнему отчету, сохранилась на «юбку девичью из всех тканей» или «щётку зубную». Не буду о юбках, здесь всё ясно без комментариев. Достаточно сказать, что стоимость «моей» зубной щётки растет от месяца к месяцу стабильно и неизменно, и сегодня на эти деньги я могу запросто сходить и вырвать зуб в государственной стоматологической клинике, чтоб уже не тратиться на его чистку. Обидно, но факт – я преданна своей щётке, как советский разведчик идеологии, а её цена ведёт себя, как девушка с панели. Но для статистики это поведение осталось за гранью легального.
Таким образом, в итоге не изменившиеся, а также снизившиеся цены и формируют индекс инфляции, который кажется нам неадекватным. Не в пример простой математике, в официальной статистике незыблемая арифметическая формула радикально изменила самой себе – в исчислении индекса инфляции от перемены мест слагаемых сумма изменяется. И заметно. Сумма сложенных выросших цен на несколько десятков самых востребованных продуктов, товаров и услуг из 508, «размазанная» на все пункты перечня, и обретает тот невинный на «выходе в свет» вид. В этих усреднённых общих показателях инфляции перестают звенеть натянутые, словно струны, цены на масло, мясо, сыры и молоко, и они звучат в правительственных отчетах как музыка, которую пишут под правительственный заказ, точней, поручение.
СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Условность – главный скрытый мотив любой цифры в статистическом отчете. И если принять этот постулат, читать статданные без эмоциональных всплесков станет гораздо проще. И реально негативное отношение уже легко сменить на условно приятное – ведь, по отчетам, у нас все в рамках приличий, а инфляция за пределы очерченного правительством коридора выйти так и не рискнула. Ура, что ли, товарищи?
Зульфия БАЙНЕКЕЕВА
30 октября 2008, 00:00

Нашли ошибку? Выделите её мышью и нажмите Ctrl + Enter.

Есть, чем поделиться по теме этой статьи? Расскажите нам. Присылайте ваши новости и видео на наш Телеграм и на editor@azh.kz.